Власти Екатеринбурга считают неполученные деньги на ЧМ-2018

Мэрия продолжает тянуть время до получения софинансирования

Бизнес-сообщество Екатеринбурга сегодня обсудило перспективы проведения чемпионата мира по футболу и готовность города к принятию матчей мундиаля. Областные и городские власти в рамках форума «Будущее города» прилюдно рассказали обо всех затратах, связанных с ЧМ-2018, а независимые эксперты практически в один голос признали экономическую нецелесообразность реконструкции центрального стадиона. Примечательно, что в позиции екатеринбургских чиновников возникает все больше нестыковок: в частности, в проекте развития транспортной инфраструктуры вокруг стадиона появляются «новые» участники, по факту давно отошедшие от сотрудничества с горадминистрацией, «плавает» и сумма инвестиций, необходимых городу для реконструкции дорожной сети. Мэрия, судя по всему, пребывает в агонистических настроениях: в проект программы подготовки к чемпионату мира, разработанной российским Минспортом, финансирование второй ветки метро не попало.

Сегодня же был наконец представлен проект реконструкции центрального стадиона за 11,4 млрд рублей. Проект по-своему уникальный: новая арена будет не только соответствовать всем требованиям FIFA, но и включать в себя архитектурные элементы, являющиеся объектом культурного наследия областного значения. Вместимость трибун, с учетом сборно-разборных конструкций, составит 45 тыс. мест. Впрочем, уникальность проекта не может скрыть тот факт, что совсем недавно отреставрированный стадион снова снесут (за исключением 2 охраняемых стен) и на его месте построят новый. Президент архитектурной компании-разработчика концепции реконструкции ABD Architects (Москва) Борис Левянт намекнул на неадекватность подобного подхода. Отметим, что строительство еще одного стадиона на новой площадке областным минспортом оценивалось в 8–9 млрд рублей.

«Мне это не совсем нравится. Проще было бы построить новый стадион в чистом поле. Но таково техзадание, которое мы просто выполняем. Эксперты обосновывали позицию тем, что город не потянет содержание двух стадионов», – пояснил Борис Левянт.

Позиция подрядчика возмутила главу областного минспорта Леонида Рапопорта, который лично отстаивал концепцию реконструкции существующего стадиона.

«Мы вам дали техническое задание, вы не должны стонать, вы должны его выполнить корректно», – обратился министр к архитектору.

Впрочем, опасения серьезных бюджетных издержек имеют под собой реальную почву даже в отношении одного стадиона: большинство спортивных объектов становятся убыточными после окончания крупных мероприятий. Тревожную статистику приводит представитель украинского «Донбасс Арена», признанного одним из лучших стадионов игр чемпионата Европы в 2012 г.

«Из 75 стадионов, которые были построены после 2000 года, 55 являются белыми слонами, то есть убыточными. Игры мундиаля – это 3 недели, они пролетят так, что вы их не заметите, а потом стадион станет черной дырой для бюджета», – считает руководитель отдела консалтинга «Донбасс Арена» Андрей Санин, отмечая, что идея разборки трибун также экономически нецелесообразна.

«Население Донецка 986 тыс. чел, стадион посещают 40 тыс. В Екатеринбурге население почти в 2 раза больше. Направьте часть средств, запланированных на демонтаж трибун, на футбольный маркетинг, и посещаемость вырастет», – предложил местным властям украинский эксперт.

Впрочем, критика и предложения стадионного менеджера отклика у городских чиновников не нашли. Сергей Тушин лишь заинтересовался возможностью сдачи стадионных площадей в аренду под офисы. Однако предпринимательское сообщество тут же задалось проблемой дальнейшего управления спортивным комплексом. Как выяснилось, руководство Центрального стадиона этим не занималось.

«Есть позиция руководства стадиона – им даже неинтересно, будут разбирать стадион или нет», – пояснил Борис Левянт.

«У меня серьезный вопрос к городу и к МУГИСО. Проектирование стадиона без управляющей компании – это нонсенс. Давайте предложим донецкому стадиону взять управление на себя», – предложил глава Гильдии управляющих и девелоперов Андрей Бриль. В зале раздались аплодисменты.

Напомним, что проект реконструкции центрального стадиона также предполагает вынос ряда объектов, на освободившейся площадке появятся места для парковки гостей чемпионата. Как подчеркнул министр спорта Леонид Рапопорт, финансирование под эти цели предоставит федеральный бюджет. Область займется лишь сносом существующих объектов, а город – формированием новых участков. В частности, под центр ОММ выделена земля в «Академическом», СИЗО разместится в поселке Шабровский.

Помимо реконструкции самого стадиона, затраты на проведение игр чемпионата включают модернизацию дорожной сети Екатеринбурга. Финансирование этого направления должно составить 161 млрд рублей. Впрочем, кто будет платить, до сих пор неизвестно – город и область ждут официального перечня объектов реконструкции и строительства, который российское правительство утвердит в рамках госпрограммы в середине июня. Однако уже сейчас, как отмечают предприниматели, чиновники называют совсем разные цифры.

«Идут определенные нестыковки в смете. В начале форума было заявлено, что будет освоено 100 млрд рублей, сейчас говорят о 161 млрд рублей. Особенно смущает слово «освоено». При этом 74% сметы будет направлено на строительство дорог. Стоит ли направлять более 100 млрд рублей на дороги, которые разваливаются уже на следующий год?» – обратился к представителям мэрии руководитель ООО «Финансово-аналитические системы» Сергей Мартьянов.

Конкретизировать количество миллиардов Сергей Тушин отказался, сославшись на непринятую госпрограмму. Леонид Рапопорт пояснил, что проект документа, опубликованный федеральным минспортом, предполагает федеральные дотации в размере 60–70%. Однако окончательный расклад будет виден через 2 недели.

Леонид Рапопорт

«Программа, разработанная министерством спорта, еще не утверждена, однако уже могу сказать, что по максимуму подпрограмм мы попали под федеральное софинансирование. Примерно 60–70% составят средства федерации, остальные будут идти из областного и муниципального бюджетов, а также – частные инвестиции. Самый тяжелый момент связан с транспортом. Нам сейчас особенно важно конкретизировать цифры, чтобы не было беспредела», – заявил глава областного минспорта, говоря о программе «Столица» и генплане Екатеринбурга.

Очевидно, областные и городские чиновники так и не пришли к единому видению развития транспортной сети вокруг Центрального стадиона. Напомним, как уже сообщала «Правда УРФО», мэрия всячески затягивала процесс утверждения единой программы. Первая концепция, представленная научным институтом из Санкт-Петербурга, появилась еще в прошлом году. Однако затем город начал «тянуть время, чтобы получить как можно больше проектов строительства и реконструкции дорожной сети под свой контроль», – делится с «Правдой УРФО» источник, близкий к мэрии. Итогом затягивания утверждения транспортной концепции стало то, что появился проект московского института «Каналстройпроект», активно поддерживаемый мэрией на Транспортном совете. Примечательно, что у института уже были «налажены связи» в Екатеринбурге: «Каналстройпроект» выполнял заказ строительной компании «Атомстройкомплекс», выигравшей аукцион на разработку концепции, сообщили «Правде УРФО» в компании-застройщике.

«Вся история с отбором проектов концепции развития транспортной сети была затеяна, чтобы создать видимость общественного обсуждения и продвинуть АСК. Администрации нужен «свой» исполнитель, а не разработчики, которых предлагала область», – полагает собеседник издания.

Впрочем, на сегодняшний день официально утвержденная концепция отсутствует, а Сергей Тушин опять называет среди разработчиков новые компании.

«Над проектом развития транспортной инфраструктуры Екатеринбурга сейчас работает МБУ «Мастерская генерального плана» с привлечением санкт-петербургского института НИИ «Территориального развития и транспортной инфраструктуры», – заявил вице-мэр в ходе форума.

Примечательно, что отсутствие транспортной концепции, по мнению главного архитектора Барселоны Хосе Асебильо, является главной проблемой Екатеринбурга.

«Основная проблема Екатеринбурга – это дорожное движение. Это должен быть вопрос первостепенного внимания. К сожалению, меры, принимаемые сегодня для улучшения дорожной сети, недостаточны для качественного преобразования города. Необходимо сформулировать новую матрицу мобильности жителей города. Вы не должны тратить силы, чтобы изменить существующую систему, надо строить новую», – подчеркнул профессор.

Сергей Тушин

Отметим, что в проекте госпрограммы по подготовке к чемпионату мира финансирование строительства метро в Екатеринбурге отсутствует, в планы федерации вошла только подземка Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Сергей Тушин уклончиво говорит о том, что «эти вопросы рассматриваются не только в рамках подготовки к чемпионату» и что «на нас смотрят в совокупности», очевидно намекая на возможность проведения «ЭКСПО-2020» (в этом месте Сергей Тушин обычно акцентировал на том, что «скрещивает пальчики»). Впрочем, тут же оговаривается, что проигрыш заявки Екатеринбурга еще не означает отказ федерации от финансирования метро.

«Муниципалитет ведет изыскательские работы, изучаются грунты. Все идет в плановом режиме. Сроки позволяют построить первую очередь второй линии метро. 15 июня будет обнародована программа, которая пока существует в виде проекта, тогда можно будет корректно говорить об участии уровней всех властей в строительстве метро», – добавил вице-мэр.

В условиях проигрыша по метро мэрия пошла на попятную и согласилась на строительство скоростного трамвая от мкрн «Академический». Напомним, идея поддерживается областью ввиду значительно более экономного финансирования, и еще несколько месяцев назад город активно закручивал гайки в реализации проекта. Впрочем, сегодня Сергей Тушин не стал комментировать тему, сославшись на то, что «не в курсе ситуации». Пресс-секретарь мэрии Денис Сухоруков пояснил, что проблемы в реализации проекта чисто технические: «Уралтрансмаш» пока не может предоставить окончательную концепцию аккумуляторных вагонов для скоростной линии. Впрочем, возможность прокладки самой линии представители мэрии комментировать не стали. Тема – неприятная, считает источник «Правды УРФО» в городской администрации.

«Они всячески пытаются скрыть тот факт, что земля, отведенная под трамвайную систему, уже продана. Отсюда и возникла идея трамвая на аккумуляторах», – поясняет собеседник «Правды УРФО».

Отметим, что форум «Будущее города» сегодня не посетили изначально заявленные губернатор Евгений Куйвашев, вице-губернатор Яков Силин и даже сити-менеджер Екатеринбурга Александр Якоб. Организаторы объяснили отсутствие чиновников нехваткой времени.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни