Глава ХМАО-Югры Наталья Комарова и врио губернатора Тюменской области Владимир Якушев обсудят перспективы строительства мостового перехода через реку Вах в Нижневартовском районе. Встреча руководителей регионов пройдет в рамках рабочей поездки Якушева в автономный округ 21 августа. Как отмечают в администрации региона, указанный объект попал в список Минтранса России для софинансирования в рамках актуализации соглашения между шестью субъектами РФ.
Напомним, в начале апреля Наталья Комарова официально выразила поддержку идеи команды экс-губернатора Югры Александра Филипенко о создании Восточного транспортного коридора и выступила с инициативой о реанимации соглашения 20-летней давности, подписанного между Югрой, Ямалом, республикой Коми, Томской, Тюменской и Свердловской областями. С соответствующим письмом хозяйка Югры обратилась к главе государства Владимиру Путину. В документе, находящемся в распоряжении редакции, Наталья Комарова отмечает, что соглашение направлено на консолидацию средств, усилий и координацию работ по формированию магистральных автомобильных дорог, а также попросила поручить Минтрансу РФ принять участие в работе по формированию новых параметров указанного соглашения. «С периода подписания соглашения прошло более 16 лет, и его параметры нуждаются в актуализации. Работа крупных объединений регионов совместно с федеральным центром над ключевыми задачами развития приобретает особую актуальность в связи со сложившимися условиями функционирования российской экономики и вашим поручением об удвоении объемов строительства и реконструкции дорог в предстоящее десятилетие», – говорится в письме губернатора Югры.
Губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова
Кроме того, Наталья Комарова указала три перспективных направления для создания единого транспортного пространства в Западно-Сибирском регионе. Первое – ускорить завершение формирования автодорожного маршрута федерального значения Северо-Запад – Сибирь (Санкт-Петербург – Котлас – Сыктывкар – Пермь – Ханты-Мансийск – Томск), который должен интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных субъектов РФ в единую транспортную систему. Для развития этого транспортного коридора, по словам главы автономного округа, важным является завершение строительства мостового перехода через реку Вах на границе Югры и Томской области. Второе направление – обеспечить строительство мостового перехода через реку Обь в Октябрьском районе для завершения формирования автомобильной дороги Тюмень – Нижняя Тавда – Междуреченский – Урай – Нягань – Приобье – Надым. И третье – реконструкция стратегически значимой для Тюменской области, ХМАО и ЯНАО федеральной автомобильной дороги Тюмень – Тобольск – Ханты-Мансийск с одновременным строительством второго мостового перехода через реку Обь в районе Сургута.
Кстати, вопросы по мостам через Обь уже не раз анонсировались правительством Комаровой. Оценочная стоимость строительства объекта в Сургуте озвучивалась в 32 млрд рублей, в Октябрьском районе – 23 млрд. Последний мостовой переход вице-губернатор Дмитрий Шаповал назвал наиболее важным звеном в формировании магистральной автомобильной дороги наряду с планируемым транспортным коридором, проходящим по Приполярному и Полярному Уралу. По его словам, реализация этого проекта создаст предпосылки для формирования транспортной зоны между Северным морским путем и Транссибом. Не менее важен объект в экономической столице Югры. Необходимость строительства моста на этой территории, где пересекаются транспортные коридоры по направлениям Север – Юг и Запад – Восток, обусловлена растущими объемами транспортного потока.
Поддержать инициативу Комаровой и соглашение шести субъектов намерен и российский Минтранс. Как прописано в официальном ответе ведомства, министерство транспорта совместно с заинтересованными органами государственной власти прорабатывает вопрос о развитии автомобильной дороги Тюмень – Ханты-Мансийск через Тобольск, Сургут, Нефтеюганск.
Ранее глава Тюменской области Владимир Якушев заявлял, что решение по этому объекту – результат лоббистской работы руководителей трех регионов «тюменской матрешки». «Эта проблема объединяет наши субъекты. Совместно с Натальей Комаровой и Дмитрием Кобылкиным мы поднимали данный вопрос на всех федеральных площадках. И сами представители Росавтодора были шокированы, когда увидели состояние трассы. В результате идут активные переговоры по выделению средств в этом году, а основная работа на участке начнется в 2015 году», – пообещал Владимир Якушев.
Однако сегодня в пресс-службе главы Тюменской области не смогли прокомментировать поддержку министерства в реализации проекта, связывающего субъекты Тюменской области.
В Минтрансе также сообщили, что в федеральный бюджет на ближайшие три года внесены предложения о выделении Югре дополнительных ассигнований в размере 1 190 млн рублей на завершение строительства моста через реку Вах в 2015 году, а также 2 000 млн рублей ежегодно на реализацию проекта мостового перехода через реку Обь в Сургуте. Впрочем, чиновники министерства отметили, что окончательное решение по указанным объектам будет принято правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на ближайшие три финансовых года.
Поворот государства в сторону субъектов политологи связывают с обострившейся внешнеэкономической и политической ситуацией. «Санкции стали своеобразным импульсом для развития российской экономики. Сегодня президент направил все свои перспективные взгляды на проблемы внутри страны. Проект широтного транспортного коридора, инициатором и автором которого был Александр Филипенко, как раз вписывается в стратегию развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, которую не так давно озвучил Путин. Его реализация позволит более тесно и напрямую связать центр страны с восточной частью России», – считает югорский политолог Анатолий Корнеев.
Сегодня эксперты уверены, что в реализации проекта в условиях неблагоприятного финансового климата, безусловно, будет использовано несколько схем финансирования. «У государства не так уж и много денег, чтобы обеспечивать строительство указанных объектов в полном объеме. Скорее всего, кроме софинансирования, будет использован и алгоритм частно-государственного партнерства. Но при этом надо понимать, что на повестке дня стоит вопрос повышения безопасности страны, опоры на собственные силы за счет расширения межсубъектных связей и укрепления транспортных узлов, а также развития транссибирского маршрута, который связывает Европу и Азию страны, с одной стороны, а с другой, является коридором между Россией, Китаем и Казахстаном. Все эти проекты требуют быстрого решения, учитывая, что страна собирается делать ставку на отечественное сельское хозяйство. Это предполагает, что нагрузка на транспортные сети увеличится. Поэтому нам нужны более комфортные прочные и расширенные дорожные коридоры», – отмечает директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин.
Оценивая инициативу Комаровой в контексте экономического эффекта, аналитики утверждают, что поддержка проекта транспортно-логистического узла обеспечит платформу для привлечения инвестиций. Однако, как утверждают наблюдатели, сегодня не стоит зацикливаться только на автодорогах. «Задача стоит более широко и она предполагает расширение других вопросов, связанных с развитием местной авиации и речного транспорта. Тем более что Владимир Путин поставил цель восстановления речной флотилии. А санкции, которые мы объявили, предполагают, что мы должны строить свою собственную сеть судов. Тем более что разработки такие есть», – добавил собеседник «Правды УРФО».
Между тем Владимир Якушев отметил, что тема речного флота уже актуализирована на территории большой Тюмени. Так, в прошлом году уже была проведена первая экспедиция: с юга Тюменской области до порта Сабетта. «Экономический эффект был потрясающим. Этот опыт показал, что проект имеет право на жизнь. И сегодня мы можем создать хорошие условия, когда юг Тюмени, ХМАО и ЯНАО будут связаны портом и иметь выход в мировой океан. Но для этого потребуются серьезные инвестиции, чтобы возродить речной флот, который сегодня представляет образец 70-х годов», – заявил глава Тюменской области.
«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.