Губернатор ХМАО-Югры достала новый козырь в перечне стратегических проектов «тюменской матрешки». Наталья Комарова намерена реанимировать соглашение 20-летней давности, подписанное между Югрой, Ямалом, республикой Коми, Томской, Тюменской и Свердловской областями. Эксперты уверены, что возрождение документа, который предполагает строительство транспортных объектов в Западно-Сибирском регионе, с одной стороны позволит хозяйке Югры остаться в авангарде решений инфраструктурных проектов 3 субъектов Тюменской области, обойдя Владимира Якушева и Дмитрия Кобылкина, с другой – дает возможность для реализации федеральных планов на региональном уровне.
Идея создания Восточного транспортного коридора (через восточный склон Уральских гор от Перми к Томску) принадлежит команде экс-губернатора Югры Александра Филипенко. В 1998 критически настроенные эксперты называли этот проект «дорогой в никуда», но сегодня, как отмечают наблюдатели, Наталья Комарова решила не изобретать велосипед, а использовать успешный опыт предшественников. «Идея получила новый импульс, результат от которой сложно посчитать в денежном эквиваленте, однако он обязательно даст мультипликативный эффект. Во-первых, в рамках этого соглашения сегодня в регионе появились дороги в территориях, которые получили активное промышленное освоение. Второй момент, на 700 км мы сократили путь в Югру и на Ямал из Свердловской области. Очевидно, что сегодня стоит продолжать эту работу и выходить на новые направления. И этот вопрос актуален для всех субъектов «тюменской матрешки». Транспортную систему нашего региона невозможно рассматривать в отрыве от Ямала и Тюменской области, иначе мы упремся в тупик, и любой транспортный проект станет дорогой в никуда», – считает политолог, пресс-секретарь бывшего губернатора Югры Анатолий Корнеев.
Губернаторы «тюменской матрешки» Владимир Якушев, Наталья Комарова, Дмитрий Кобылкин
Федеральные же эксперты пока не могут оценить перспективы актуализации соглашения между 6 регионами, впрочем, как не могут просчитать экономического эффекта и сами муниципалитеты Югры. «Сегодня рано о чем-то говорить. Вопрос был озвучен, но конкретных документов мы не видели. Так что для начала необходимо изучить проблему», – заявили «Правде УРФО» в администрации Сургута. Однако некоторые эксперты уверяют, что реализация проекта поднимет на новый уровень как федеральные интересы, так и местные. Между тем главный вопрос, которым сегодня задаются участники рынка, «как это соглашение будет реализовано финансово?» – пока остается открытым.
Тем временем правительство Комаровой уже анонсирует планы по строительству двух мостов через Обь – в Сургуте и поселке Приобье (Октябрьский район). Оценочная стоимость строительства по объекту в экономической столице региона – 32 млрд рублей, в Октябрьском районе – 23 млрд.
«Сегодня назрела необходимость строительства второго моста через Обь в Сургуте. Здесь пересекаются транспортные коридоры по направлениям Север – Юг и Запад – Восток. Наиболее уязвимым местом является существующий мостовой переход. Он исчерпал резервы для пропуска возрастающего объема транспортного потока», – говорит вице-губернатор Дмитрий Шаповал.
Вице-губернатор ХМАО-Югры Дмитрий Шаповал
По словам заместителя Натальи Комаровой, курирующего сферу строительства в регионе, наиболее важным звеном в формировании магистральной автомобильной дороги наряду с планируемым транспортным коридором, проходящим по Приполярному и Полярному Уралу, станет мостовой переход через реку Обь в Октябрьском районе. Он позволит создать предпосылки для формирования транспортной зоны между Северным морским путем и Транссибом.
Сам проект по мосту в Приобье готовит ОАО «Гипростроймост – Санкт-Петербург». Необходимую экспертизу документация пройдет в этом году. Так что, как заявил собеседник «Правды УРФО», знакомый с ситуацией, говорить о начале строительства объекта можно лишь в 2015 году, а реализация его займет около 4 лет.
Эксперты рынка уверены, что оба объекта будут отданы единому генподрядчику – главному строителю мостов в Югре ОАО «Мострострой-11».
Власти Югры, эксперты и участники рынка решают главный вопрос – финансовое обеспечение проектов. На сегодня предлагается 3 источника: средства бюджета региона, программы «Сотрудничество» и частные инвестиции. «Строительство моста через Обь в Приобье дает короткий выход на Надым. Дорога сокращается на 700 км. Конечно, для частника такой проект может стать интересен с точки зрения логистики», – отмечает генеральный директор ОАО «СУПТР-10» Леонид Михалко.
Между тем федеральные аналитики отмечают, что прогнозируемый дефицит регионального бюджета может отрицательно сказаться на планах Комаровой, однако необходимость в дорогах в регионе столь велика, что средства для их строительства будут найдены. «Во-первых, могут быть сокращены другие статьи бюджета, а средства на инфраструктурное строительство оставят в прежних объемах. Во-вторых, не исключено, привлечение регионом для этих целей заемных средств. Третий момент – часть проектов может быть осуществлена в рамках схем ГЧП или концессии. Так что найти финансирование для строительства и ремонта дорог в регионе можно, и реализовать инфраструктурные проекты вполне реально», – говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Между тем сегодня политологи рассматривают заявление Натальи Комаровой об актуализации соглашения 1998 года не только в контексте экономического эффекта, но в плоскости взаимоотношений с соседями-регионами в преддверии выборов. «Это очередной ход королевы на политической доске «тюменской матрешки». Комарова снова берет на себя инициативу по реализации инфраструктурных проектов, важных для всех субъектов Тюменской области», – говорит собеседник издания.
«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.
Справочно:
ОАО «Мостострой-11» было образовано в Сургуте и на сегодня является одной из крупнейших диверсифицированных компаний строительной отрасли России. Предприятие занимается строительством и реконструкцией автодорожных, железнодорожных мостов и путепроводов. В состав компании входит 8 филиалов, 3 дочерних общества, представительство в Казахстане. Уставный капитал на 02.10.2006 г. – 86 670 000 рублей, чистая прибыль по итогам 2012 года – 679 494 тыс. рублей. Численность персонала – более 4 000 человек. Генеральный директор – Руссу Николай Александрович, которому, по данным «Спарка», принадлежит 12,77% акций ОАО «Мостострой-11».
ОАО «Специализированное управление подводно-технических работ №10» (СУПТР-10) организовано в 1969 году. Основные направления деятельности предприятия – строительство и капитальный ремонт линейной части газо- нефтепроводов, гидротехнические работы, подводно-технические водолазные работы, промышленное и дорожное строительство, устройство и содержание временных зимних автомобильных дорог, лежневых дорог и ледовых переправ. Генеральный директор – Михалко Леонид Владимирович.