Сформировать свою позицию по бюджетным процессам представители комитета, за редким исключением, планируют непосредственно на заседании. Несмотря на открытый характер информации о доходах и расходах зауральской казны, парламентарии оказались не в курсе основных параметров главного финдокумента области.
«Петуховский литейно-механический завод» – одно из обанкротившихся предприятий Курганской области
Фото: oblast45.ru
Между тем, по официальным данным финансового управления правительства Курганской области, к середине 2019 года наполняемость бюджета не достигла и 50% от заявленных в конце 2018 года планов. Объем доходов за 6 месяцев не исполнен на 7,4% и составил около 18,4 млрд рублей. За год доходы снизились на 591,5 млн рублей или на 3,1%. В значительной степени на этот процесс повлияло снижение платежей по налогу на прибыль организаций, которые за год сократились на 8,6%, составив 2,1 млрд рублей. Причем поступления от обособленных подразделений компаний сократились на 9%, а от организаций Курганской области – на 27,2%.
Депутат также отметил, что многие компании регистрируются в других регионах. Это обусловлено более выгодными условиями для бизнеса за пределами Курганской области. Изменить ситуацию, по мнению парламентария, можно за счет повышения экономической и инвестиционной привлекательности региона.
Общественный активист Александр Аникин считает, что проседание налоговых платежей на прибыль организаций обусловлено, в первую очередь, ослаблением работы с основными налогоплательщиками – то есть с крупными предприятиями региона.
Общественный эксперт также отмечает, что снижение неналоговых доходов (на 10,8% или на 219,9 млн рублей) за счет падения уровня поступлений от использования имущества указывает на необходимость пересмотра подходов использования имеющихся ресурсов. Однако, по мнению общественника, сформированный уже при Вадиме Шумкове бюджет не демонстрирует наличия ни того, ни другого.
Депутат Олег Колташов заявляет о системных проблемах, которые сдерживают рост курганской экономики и объемов налоговых сборов. Фактически, по мнению депутата, Курганская область оказалась в замкнутом круге социально-экономических проблем.
«Снижение доходов обусловлено многочисленными факторами: падением потребности в кредитовании, вложений в основной капитал и рентабельности бизнеса из-за общей экономической ситуации. Нужно улучшать экономический климат и решать проблемы инфраструктурного характера. Нужно решать системные проблемы на федеральном уровне. Например, мы же не можем повлиять и снизить стоимость железнодорожных перевозок для предприятий сельского хозяйства. Кроме того, трудности с налогообложением бизнеса, дефицит кадров и так далее, это замкнутый круг», – подчеркнул парламентарий.
Член комитета Курганской облдумы по бюджету, финансовой и налоговой политике Олег Колташов
Фото: Курганская областная дума
Между тем недостаточное наполнение бюджета, по резюмированию депутатов, «негативно сказывается на качестве жизни местного населения». Так, например, по итогам первого полугодия ряд государственных программ оказались не профинансированными.
«Часть госпрограмм оказалась недофинансирована. Фактически часть бюджетных обязательств правительство не выполнило. Можно судить, что субсидирование части муниципальных контрактов, которые были заключены с учетом поступлений в местные бюджеты из областной казны, тоже не исполнено. Предположу, что за этим может последовать волна арбитражных разбирательств между подрядными организациями и муниципальными заказчиками услуг», – считает Аникин.
Подытоживая, общественный эксперт обратил внимание, что в дальнейшем многомиллионных траншей, как от Ямала, в Курганской области ждать не приходится, поэтому наполнение зауральского бюджета вновь может просесть. Учитывая неисполнение доходов за первую половину 2019 года, может оказаться, что в бюджете по итогам IV квартала будет недоставать примерно 20% плановых поступлений. Аникин не исключает аналогичную ситуацию и в конце 2020 года.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий в Курганской области.
Фото превью: Курганская областная дума