Жители Екатеринбурга и областной бюджет заплатят миллиард Водоканалу за отходы

Депутаты говорят о лоббировании проекта сенатором Аркадием Чернецким

ЕМУП «Водоканал» намерено привлечь более 600 миллионов рублей из областного бюджета на реализацию коммерческого проекта по переработке иловых отходов в топливо для цементных заводов. Помимо этого, новый цех оплатят жители Екатеринбурга за счет увеличения инвестнадбавки в тарифе на водоотведение. В Водоканале объясняют необходимость реализации проекта угрозой экологической катастрофы в результате скопления огромного количества иловых осадков. Между тем представители промышленников сомневаются в успешности планов МУПа, ссылаясь на вероятные проблемы со сбытом продукции: «Цементные заводы не готовы модернизировать производство, чтобы помочь Водоканалу». Кроме того, эксперты указывают на возможность применения иных, более бюджетных технологических решений, «которые, впрочем, будут не так выгодны для руководства предприятия».

В Екатеринбурге запускают строительство цеха по переработке иловых отходов. Это проект городского МУП «Водоканал», которое уже обратилось Заксобрание региона с просьбой о софинансировании из областного бюджета. Планы предприятия были озвучены на заседания комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике ЗакСо после обсуждения основной повестки.

Как заявил председатель комитета Валентин Лаппо, на реализацию проекта требуется 615 млн рублей, а участие бюджета объяснимо, поскольку запуск нового предприятия затрагивает интересы сразу семи муниципалитетов. Депутат подчеркнул, что данный вопрос также «лоббирует сенатор Аркадий Чернецкий».

Фото: Полина Мудрова

Как пояснили «Правде УрФО» в пресс-службе МУП «Водоканал», строительство цеха позволит высушивать иловые осадки и приводить их в гранулированное состояние. При этом объем осадков уменьшается в 10 раз, а сами гранулы могут быть использованы как топливо для производства цемента. Максимальная производительность цеха – переработка 400 тонн осадков в сутки.

Напомним, проект был презентован в прошлом году на «ИННОПРОМе». Тогда главный инженер Водоканала, а ныне директор предприятия Евгений Буженинов заявлял, что для реализации инвестпроекта будет увеличена инвестнадбавка, для граждан тариф вырастет на 1 рубль 68 копеек за кубометр. Рост тарифа был затем согласован РЭКом. В текущем году планируется аналогичное увеличение.

Как подчеркивают в Водоканале, сам проект разработан еще в 2008 году. Общая его стоимость составляет 1,3 млрд рублей. Из них 720 млн рублей вложены МУПом в закупку оборудования (206 млн рублей составило федеральное софинансирование). Оставшуюся сумму планировалось привлечь за счет частных инвестиций. На предприятие даже поступали предложения от инвесторов, однако привлечение частного бизнеса, как утверждают в МУПе, «чересчур затянуло бы сроки реализации проекта».

«МУП не может гарантировать инвестору участие в проекте других городов. Поэтому мы решили начинать строительство своими силами, в расчете на переработку только иловых отходов Екатеринбурга. Если сможем получить бюджетные деньги, это даст возможность развивать так же качественно и остальные технологии предприятия», – рассказали изданию в пресс-службе МУП «Водоканал».

Отметим, проектная мощность предприятия по переработке и сушке осадков рассчитывалась еще в 2008, с этого времени объемы потребления холодной воды в Екатеринбурге снизились, соответственно, сократились потребности в водоотведении. На предприятии объясняют это установкой индивидуальных приборов учета. На данный момент объемы иловых осадков Екатеринбурга составляют 250 тонн в сутки, это позволяет загрузить цех лишь на 63%. Чтобы выйти на проектные объемы, МУПу нужно получать сырье из городов-спутников, таких, как Березовский, Арамиль, Ревда, Первоуральск, Верхняя Пышма, Среднеуральск, которые могут дать еще от 80 до 150 тонн. Однако екатеринбургское МУП не может вложить средства своей инвестпрограммы для переработки отходов других муниципалитетов.

Среди потребителей продукции предприятия называют два цементных завода – ЗАО «Невьянский цементник» и ООО «Сухоложскцемент». Вместе с тем источник издания, близкий к руководству цементного завода в Сухом Логу, пояснил, что данное предложение не может быть выгодным ни для одного из цементных предприятий в муниципалитете (помимо ООО «Сухоложскцемент», здесь также работает ООО «Староцементный завод»), поскольку потребует дополнительных затрат на модернизацию производственной линейки и не покроет всех потребностей завода в топливе.

«Они не будут покупать это топливо. Сейчас все печи работают на газу. Кто будет влазить в технологический процесс и переоборудовать печи, чтобы помочь Водоканалу? У обоих заводов есть собственники, никто на это не пойдет. Нужны будут дополнительные площади, чтобы принимать топливо, их тоже нет. Также необходимо дополнительное оборудование, чтобы все это загружать в печь. Никто не будет вкладывать эти деньги. Кроме того, топливо, которое сможет предоставить Водоканал, – это менее одной трети от потребностей завода. Стоит ли ради этого менять технологию? Переводить с одного топлива на другое – это дополнительный розжиг, а значит, и дополнительные расходы на электроэнергию», – поделился мнением собеседник «Правды УрФО».

Источник издания также отмечает, что в Сухом Логу оба завода работают по мокрому способу производства цемента, в то время как в Невьянске – по сухому, в связи с этим, для «Невьянского цементника» теоретически будет проще сформировать новый узел для использования илового топлива.

Отметим, окончательные объемы переработки иловых отходов и выпуска готовой продукции сейчас просчитываются в рамках подготовки сметной документации. Депутаты ЗакСО, впрочем, настаивают, что указанные документы и полное обоснование запрашиваемых средств уже существует, в связи с чем комитет по жилищной политике намерен в ближайшее время обсудить вопрос о выделении бюджетных средств на совещании.

Тем не менее, в Министерстве природных ресурсов и экологии оказались не в курсе происходящего обсуждения. Министр Алексей Кузнецов сообщил «Правде УрФО», что ни администрация города, ни МУП «Водоканал» с соответствующими предложениями не обращались, однако механизмы для выделения софинансирования есть.

«Переработка – это перспективно. Программы поддержки таких проектов есть и в Министерстве энергетики и ЖКХ, и в нашем министерстве. Однако на сегодняшний день ни администрация, ни сам Водоканал с такими предложениями не выходили», – пояснил министр.

Между тем в Водоканале указывают на угрозу экологической катастрофы в случае, если проект не будет реализован. Ежегодно на территории Свердловской области под полигоны хранения иловых отходов требуется дополнительно 16 гектаров. «К 2017 году в регионе не осталось земельных участков под размещение отходов очистных сооружений. Они скапливаются на полях аэрационных станций. Если не будет построено предприятие по переработке отходов, за 20 лет накопленное количество отходов составит 2,9 млн тонн», – сообщают в МУПе.

Министр природных ресурсов и экологии Свердловской области Алексей Кузнецов

В Минприроды, впрочем, призывают не драматизировать ситуацию. «Я бы не был так категоричен – земли много. Но есть вопрос в логистике, насколько далеко придется возить отходы», – отметил Алексей Кузнецов.

Эксперты в отрасли подтверждают, что у Водоканала больше нет земли для складирования отходов, а расширение существующего участка затруднено из-за того, что за границей санитарной зоны сразу начинаются земли частных садоводческих товариществ. Однако собеседник издания обращает внимание также и на то, что у Водоканала нет территории и под строительство нового цеха.

«Для такого проекта нужны площади, а на существующих площадях Водоканала это сделать невозможно. У них уже сейчас цех по обеззараживанию стоит частично на землях муниципалитета, им негде строить», – отмечает генеральный директор ООО «Акви ТЭК» Ольга Гущина.

Альтернативой цеху по переработке отходов могла бы стать закупка оборудования по обезвоживанию осадков. Затраты на него значительно скромнее – до 150-200 млн рублей, по оценкам экспертов. Однако данный проект значительно менее выгодный для Водоканала – обезвоженные брикеты закупаются совхозами, и это не приносит такой прибыли, как организация полностью безотходного производства и продажа топлива заводам.

«Есть оборудование, которое уменьшает влажность иловых осадков до 53%. На очистные сооружения ставится узел обезвоживания, устанавливаются аппараты-обезвоживатели осадка, который после этого можно брикетировать и продавать. Это оборудование не занимает много места, его можно разместить на площадках Водоканала. Понятно, что запуск полностью безотходного производства для них более выгоден, но найдут ли они сбыт?» – добавляет Ольга Гущина.

Отметим, строительство нового цеха Водоканала должно начаться в следующем году, само производство может быть запущено к 2020 году.

«Правда УрФО» будет следить за развитием ситуации.         

Фото превью: 66.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни