Якушев пожертвовал миллионами из бюджета Тюменской области ради «ЮТэйра»

Из-за налоговых преференций для авиакомпании бюджет недосчитается 20 млн рублей

Тюменский губернатор Владимир Якушев во второй раз подарил Андрею Мартиросову около 20 млн рублей уже в виде налоговых преференций, приравняв компанию, которая передает в лизинг аэропортовое оборудование, к инвесторам, строящим в регионе новые предприятия. Однако ни депутаты облдумы, ни эксперты, ни представители правительства Тюменской области так и не смогли ответить на вопрос об экономическом эффекте от преференций за прошлый отчетный период. В целом, по решению депутатов, в региональный бюджет не поступит около 2,5 млрд рублей, предоставленных компаниям в качестве налоговых льгот.

Принятый в окончательном чтении тюменскими парламентариями областной закон «О предоставлении налоговых льгот на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов отдельным категориям налогоплательщиков» только в следующем году оставит бюджет региона без нескольких миллиардов рублей доходов.

«Общая сумма средств, которая может остаться в распоряжении хозяйствующих субъектов в результате предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, составит в 2014 году порядка 2,4 млрд рублей», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

С частью льгот депутаты, бесспорно, согласны – «это нужно, чтоб привлекать в регион инвестиции, создавать новые производства». Их вопросы вызвали лишь преференции, прописанные в законе конкретно под «дочку» авиакомпании «ЮТэйр» (гендиректор Андрей Мартиросов) – ООО «ЮТэйр-Лизинг», «которая ничего в принципе не производит», говорят депутаты.

Напомним, ранее «Правда УРФО» сообщала, что закон полностью освобождает от транспортного налога компании, которые осуществляют лизинг авиатехники и инфраструктуры аэропортов. Главное, чтобы доходы от лизинга составляли не менее 70% выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Губернатор региона Владимир Якушев не стал отрицать, что закон прописан конкретно под «дочку» «ЮТэйра», добавив, что это необходимо для того, чтобы ООО не сменило адрес «прописки» с Тюменской на Калужскую область.

Пресс-секретарь компании «ЮТэйр» Елена Галанова воздержалась от комментариев по вопросу возможной смены места регистрации «ЮТэйр-Лизинг», подчеркнув, что «смена адреса лизинговой компании – не редкость. ООО уже один раз переезжала из ХМАО в Тюменскую область».

«Хочу отметить, что эти льготы касаются всех лизинговых компаний Тюменской области, и подобная программа льгот для лизинговых компаний действует на территории многих регионов, например, Калужской и других областей», – добавила она.

Между тем, менеджеры в самой «дочке» признались, что впервые слышат о возможной смене места регистрации, не исключая, что у руководства все же могли быть планы на «переезд».

«О планах ООО «ЮТэйр-Лизинг» сменить свою юридическую регистрацию с Тюменской на Калужскую область нам неизвестно, и с данной информацией мы не сталкивались в открытых источниках. Вполне возможно, что она была доведена тюменским властям в ходе переговоров с представителями лизинговой компании. Не исключено, что калужская администрация предложила предприятию более привлекательные условия размещения, что является в последние годы нормальной практикой для регионов, стремящихся привлечь инвестиции в условиях сохранения сложной экономической конъюнктуры», – рассказал «Правде УРФО» аналитик ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко.

По мнению ведущего аналитика инфесткомпании «Арсагера» Артема Абалова, угроза перевода компании в другой регион была вполне реальной. Региону эти налоговые льготы помогут сохранить рабочие места.

Другие эксперты «Правды УРФО» в авиа- и финансовой среде заявили, что информация о смене места регистрации «ЮТэйр-Лизинг», которая якобы и стала причиной принятия налоговых преференций, была озвучена господином Якушевым впервые и только после этого начала транслироваться другими политиками. Некоторые источники издания и вовсе ставят под сомнение наличие планов о перерегистрации ООО.

«Нам нужно делать какие-то шаги навстречу бизнесу. Это касалось именно компании «ЮТэйр», которая пыталась сменить свой налоговый адрес и платила бы налоги уже в Калужской области. Этого не мог допустить ни губернатор, ни дума, поэтому я считаю, что предоставление им льгот – оправданно. Вообще, это конкурентная среда, и какая область будет представлять лучшие условия, туда и пойдет бизнес. Это рыночная среда. Мы должны бороться за компании», – заявил после заседания думы депутат Владимир Пискайкин.

Стоит отметить, что тюменские власти предусмотрели для «ЮТэйр» не только льготы по транспортному налогу, но и в 2014 и 2015 годах снижение ставки по налогу на прибыль, большая часть которого идет в региональный бюджет. Так, было решено «установить им ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 14%». Для обычных организаций-налогоплательщиков налог составляет 20%, 2% из которых идут в федеральный бюджет, а 18% – в региональный.

Получается, компания, которая занимается сдачей в аренду аэродромного оборудования, получила такие же преференции, как и достраивающийся в Тюмени сталелитейный завод «Уральской горно-металлургической компании», о котором «Правда УРФО» подробно рассказывала.

«Решение о налоговой льготе для этого завода принималось еще до начала его строительства. Эта льгота как раз и дала возможность привлечь инвестора. Тем более для Тюменской области сталелитейная отрасль – новая для региона», – пояснил депутат тюменской думы Владимир Сысоев.

По его словам, депутатам было не понятно, почему налоговая льгота, как «один из тех инструментов, которым обладает регион для привлечения инвестиций», была уже во второй раз применена уже к лизинговой компании (в 2013 году эта льгота также предусмотрена законом).

«Эта льгота для «ЮТэйр-Лизинг» действует не первый год, а у нас нет информации по ее эффективности. Она была дана им в прошлом году. У нас нет понятия, стимулировала ли она приток в регион новой аэродромной техники, сколько рабочих мест было создано. Эти вопросы есть, и они остаются не снятыми. Не понятно, оправдала ли эта льгота себя. Если не оправдала, зачем вообще ее продлевать дальше?» – добавил депутат.

В «ЮТэйре» не прокомментировали итоги работы компании в 2012 году и первые 5 месяцев 2013 года.

В пресс-службе губернатора Тюменской области «Правду УРФО» перенаправили в департамент финансов региона. Руководитель этого ведомства оказался в отпуске, другие сотрудники не смогли пояснить, сколько средств потеряет область от введения этой льготы, и были ли достигнуты какие-то положительные результаты за счет преференций в прошлом.

«На данный момент последствия для региона, очевидно, будут отрицательными. Однако у «ЮТэйра» развивающийся бизнес, структура группы может расширяться, и такое решение может еще иметь эффект в долгосрочной перспективе», – считает аналитик компании «Инвесткафе» Кира Завьялова.

По словам эксперта, нулевая ставка по транспортному налогу также входила в набор льгот для лизинговых компаний, занимающихся авиатехникой, например, в Ульяновской и Воронежской областях.

«Мы не владеем информацией о результатах деятельности «ЮТэйр-Лизинга» по итогам прошлого года, но в 2011 году общий объем налоговых отчислений составил около 23 млн рублей. Учитывая специфику деятельности компании, вероятно, основная фискальная нагрузка формируется за счет расходов на уплату транспортного налога. Следует отметить, что предприятие ООО «ЮТэйр-Лизинг» в 2011 году было убыточным (вполне возможно, данный тренд сохранился и в 2012 году), и получение налоговых льгот на этом фоне окажет значительную поддержку компании», – считает Анатолий Вакуленко.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Справочно: ООО «ЮТэйр-Лизинг» было создано в 2001 году. Основное направление деятельности – приобретение и передача в долгосрочный лизинг аэропортового оборудования. На данный момент основными партнерами лизинговой компании являются ЗАО «Тюменьспецавиа», ОАО «Завод № 26», ОАО «Роствертол», ОАО «Ханты-Мансийский банк», ОАО «Уральский завод гражданской авиации», ЗАО «Сургутнефтегазбанк», Сбербанк РФ.

Группа компаний «ЮТэйр» включает в себя компании, осуществляющие эксплуатацию воздушных судов (самолетов и вертолетов), ремонт и техническое обслуживание, подготовку персонала, сервисное обеспечение рейсов, продажу авиаперевозок. В группу также входят компании «ЮТэйр-Экспресс», «ЮТэйр-Украина», «ЮТэйр-Карго», «Турухан», «Нефтеюганский ОАО», «Восток», Helisur, UTair Europe, UTair South Africa и UTair India, а также «ТС Техник», «ЮТэйр-Инжиниринг» и другие.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни