Федеральный центр усилил Якушева до «тюменской матрешки»

Константин Калачев рассказал о смыслах введения новой схемы наделения полномочиями губернаторов

Федеральный центр намерен оптимизировать систему управления в регионах. Уже внесены изменения в схему назначения исполнительной власти в ХМАО-Югре, ЯНАО и Ненецком автономном округе. Между тем эксперты до сих пор не могут дать обоснованную оценку мотивам отмены прямых губернаторских выборов в Югре и на Ямале. Критически настроенные политологи высказывают мнение, что логичным объяснением такого шага – хотя бы внешне – может стать объединение юга Тюменской области с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. Однако ряд аналитиков уверен, что это может обернуться рисками для политической системы, а сам глава Тюменской области не единожды опровергал информацию об объединении и называл подобные суждения политологов и СМИ не чем иным, как провокацией. Свою оценку отмене выборов губернаторов северных автономий и изменению порядка наделения полномочиями глав регионов дал один из известных федеральных политологов, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.

«Правда УРФО»: Константин Эдуардович, информация об отмене выборов губернаторов ХМАО-Югры и ЯНАО вызвала неоднозначную реакцию как среди федеральных политологов, так и среди элит регионов. На ваш взгляд, каков конечный результат проекта?

Константин  Калачев: Дело в том, что сейчас сложносоставных субъектов осталось немного. И все они нефтегазодобывающие. Очевидно, что их объединение по той модели, по которой происходило ранее слияние автономных округов с соседними регионами, проблематично. Например, достаточно просто провести референдум по вопросу объединения Корякии и Камчатки. И очень сложно это сделать в ХМАО, ЯНАО и Тюменской области. И жители Югры, и жители Ямала чувствуют себя самодостаточными. Поэтому на сегодня непонятно, что им можно предложить как бонус за это объединение. Но с другой стороны, федеральный центр намерен унифицировать систему правления, оптимизировать ее, выстроить новую иерархию. И в этом случае принятое решение о назначении губернаторов северных автономий по представлению главы Тюменской области, безусловно, усиливает позиции Владимира Якушева.

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев

«Правда УРФО»: Как вы оцениваете причины введения новой схемы наделения полномочиями губернаторов ХМАО-Югры, ЯНАО и Ненецкого округа, озвученные федеральным центром?

Константин Калачев: Здесь, скорее всего, действует производная от внутриэлитной договоренности. Дело в том, что с точки зрения рационального пока я не услышал объяснений, почему сейчас нужно менять порядок наделения полномочиями глав ХМАО-Югры и ЯНАО, ну, заодно и Ненецкого округа, который включили для демонстрации равного подхода. Объяснение, что отмена выборов губернаторов этих регионов связана с ухудшением международной обстановки, вообще неубедительно. Электоральная ситуация и на Ямале, и в Югре вполне предсказуемая. Рейтинги у глав обоих регионов высокие. У Дмитрия Кобылкина чуть выше, у Натальи Комаровой чуть ниже. Хотя Наталье Владимировне этого достаточно, чтобы спокойно идти на выборы.

Если все же согласиться, что дело в международной ситуации, то тогда возникает вопрос: а если она завтра изменится?! Если завтра произойдут договоренности по Украине? Если завтра Россия и Америка снова начнут дружить? Означает ли это, что нужно менять порядок еще раз? То есть здесь, мне кажется, дело все в том, что нужно было усилить роль Тюмени.

Губернаторы ЯНАО Дмитрий Кобылкин и ХМАО-Югры Наталья Комарова

«Правда УРФО»: Чем может быть мотивировано усиление роли юга в «тюменской матрешке»?

Константин Калачев: Очевидно, что все губернаторы встроены в вертикаль власти, и хотя формально Владимир Якушев будет представлять кандидатуры президенту, реальное решение будет приниматься в Москве. Я не думаю, что губернатор Тюменской области будет возражать против тех предложений, которые последуют из федерального центра. Но формально как человек, которого ставят над главами ХМАО и ЯНАО, он получает возможность обращаться к ним не только с просьбами и предложениями, но и с требованиями. Например, по поводу изменения кадрового состава администрации или по проведению единой информационной политики. То есть получается ситуация, в которой объединения де-юре не состоялось, но де-факто оно практически происходит. Совершенно понятно, что попробуй сейчас провести референдумы по теме объединения, результат может быть самым непредсказуемым. С другой стороны, можно обойти эту тему, изменив порядок наделения полномочиями.

«Правда УРФО»: Но федеральные эксперты, да и сам глава Тюменской области Владимир Якушев неоднократно указывали на то, что создание супер-региона, где сосредоточена большая часть углеводородного сырья России, может привести к негативным последствиям. На ваш взгляд, есть ли риск для политической устойчивости?

Константин Калачев: Что будет, если появился бы такой мощный нефтегазодобывающий субъект. Боюсь, что в условиях нормальной экономической и политической ситуации это и не плохо. Это действительно может способствовать оптимизации систем управления, единым подходом к решению тех или иных проблем. Но в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств это может привести к необратимым последствиям. Это те территории, которые кормят всю Россию. И их не стоит объединять хотя бы по той простой причине, что никто не знает, как ситуация будет развиваться через 10, 20, 30, 40 и 50 лет. И в какой-то момент у этого субъекта может возникнуть простая тема: «хватит кормить всех остальных, самим не хватает!» И я бы сто раз подумал, стоит ли выстраивать вот эту вот вертикаль. Понятен резон в отношении Дагестана и Крыма, то есть тех субъектов, где глав не избирают. Но что касается Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, то здесь мотивы не артикулированы и поэтому до конца не ясны.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

Справочно:

Константин Эдуардович Калачев – политолог, руководитель «Политической экспертной группы», автор «Индекса избираемости глав субъектов РФ» – родился 18 мая 1964 года.

После учебы на историческом факультете Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина и службы в армии работал учителем. В свое время являлся сотрудником Института политических исследований. Также Калачев принимал участие в общественном объединении сторонников снижения налогов.

После 1998 года работал имиджмейкером на выборах в различных регионах России: Волгоградской области, Удмуртии, Бурятии, Приморском крае и т. д.

Возглавлял совет директоров консультативного агентства «Старая площадь». После избрания мэром Волгограда Евгения Ищенко стал его заместителем. Константин Калачев также работал в Липецкой области. Был председателем редакционного совета журнала «Политические технологии» и возглавлял отдел в ЦИК партии «Единая Россия».

С 2009 года, по версии «Общей газеты», входит в 20-ку лучших политтехнологов России и в топ-10 «Мэтров политконсалтинга» Избирательной Ассоциации Политтехнолога (ИЗБАСС).

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни