Губернатор ЯНАО ответит за средства ФНБ

Версия для печати

Минэкономразвития усилило внимание к Ямалу

Правительство РФ усиливает контроль над проектами инфраструктуры Сабетты и Северного широтного хода (СШХ) на Ямале с государственным участием. За реализацией каждого из них Минэкономразвития будет следить теперь в оперативном режиме. Однако на региональном уровне «проекты трансконтинентального значения» отодвигают на второй план, что, по мнению политологов, указывает на «попустительское отношение ямальских властей к их реализации». Расстановка региональным руководством собственных приоритетов в обход федеральных заставляет экспертов сомневаться в способности губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина пройти очередную проверку на прочность со стороны госвласти. В случае проектов Сабетты и СШХ, как подчеркивают эксперты, имиджевые и стратегические потери не ограничатся регионом, а примут федеральный масштаб.

Минэкономразвития РФ включило ямальские проекты в список объектов мониторинга, финансируемых в рамках федеральных целевых программ и за счет средств Фонда национального благосостояния. Усиление контроля, по мнению федеральных чиновников, направлено на сокращение возможных проявлений коррупции и рисков.

«Каждый проект тщательно анализировали с точки зрения его значимости, полезности для экономики, социальной сферы, принимали во внимание и значимость проекта, и то, что, конечно, сегодня денег немного, финансовые возможности государства не такие, как были несколько лет назад. Однако значительная часть этих проектов получила поддержку именно потому, что они связаны с инвестициями, как принято говорить, в будущее. Сейчас главное – наладить мониторинг этих крупных проектов, чтобы максимально увеличить отдачу от каждого вложенного рубля, повысить эффективность управления», – пояснил премьер-министр России Дмитрий Медведев.

В список федерального ведомства, в частности, вошло строительство объектов морского порта в районе поселке Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе, а также строительство мостового перехода через реку Обь в районе Салехарда

«Мост через Обь – ключевой участок Северного широтного хода. И думаю, все усилия необходимо направить на реализацию этого проекта. Это масштаб не регионального, а государственного, и даже транснационального значения», – подчеркнул федеральный политолог в разговоре с журналистом «Правды УрФО».

Контроль за исполнением государственного решения возложен на Минэкономразвития, которое будет ежеквартально отчитываться перед кабмином, счетной палатой РФ и экспертным советом при правительстве о реализации проектов. Подразумевается, что их кураторы должны находиться на оперативной связи с ведомством. На Ямале, по информации окружных чиновников, в настоящее время работа фактически идет только на объектах «НОВАТЭКа».

«В настоящее время близ поселка Сабетта реализуется один комплексный проект – это «Ямал СПГ». Это интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа. Он предусматривает строительство целого ряда объектов, среди которых завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), транспортная инфраструктура, включающая морской порт и аэропорт Сабетта», – сообщили «Правде УрФО» в пресс-службе правительства ЯНАО.

Еще один объект из списка мониторинга – мостовой переход через реку Обь в районе Салехарда (входит в Северный широтный ход) – включен в федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие транспортной системы России». Как сообщили «Правде УрФО» в пресс-службе губернатора ЯНАО, проектно-сметная документация объекта готова. Стоимость его, по предварительным оценкам, составляет 69 млрд рублей. Сроки начала строительства согласно ФЦП – 2017 год.

Окружные чиновники считают сумму почти в 70 млрд рублей «более чем значительной для дефицитного 2017-го года». По мнению директора Центра региональных реформ РАНХиГС Александра Дерюгина, нефтегазовые регионы, в число которых входит и ЯНАО, пострадают от экономического кризиса не столько в 2016 году, сколько в 2017  (если будут приняты решения о перераспределении нефтегазовых доходов в пользу федерального бюджета). Данные субъекты рискуют потерять 10-20% доходов консолидированных бюджетов именно в 2017 году.

При этом в экспертном сообществе проект Северного широтного хода расценивают как геостратегическую инициативу, призванную связать западную и восточную части России, а также обеспечить доминирование страны в арктическом регионе. Важность интенсификации строительства неоднократно подчеркивалась на уровне первых лиц государства, а реализация проекта является в своем роде «проверкой на профессионализм» для региональных руководителей.

Однако окружные власти отходят от федеральных приоритетов. Как ранее сообщала «Правда УрФО», губернатор Дмитрий Кобылкин заявил о приоритетности сотрудничества со шведской RiseCapita, получившей с согласия главы региона проект строительства моста через Обь. При этом железнодорожная часть моста через Надым «отодвигается на второй план ввиду отсутствия свободных средств». «Обстоятельства изменились вместе с позицией губернатора», – характеризуют ситуацию чиновники.

В успешной и экономичной стройке моста через Обь знакомые с деятельностью инвестора источники сомневаются, полагая, что шведская RiseCapital с большой вероятностью привлечет в качестве исполнителя компанию «ВИС», аффилированные структуры которой зарегистрированы в оффшорах. Косвенно эксперты и политологи указывают на возможный провал крупных стратегических проектов «из-за попустительства властей региона», что скажется на имидже не только Ямала, но и страны в целом.

«Отказ от моста через Обь фактически поставит крест на амбициях страны как доминирующей в Арктике. И ссылки на внешние факторы здесь абсолютно неуместны. Это касается и губернатора Ямала Дмитрия Кобылкина, и всех лиц, имеющих отношение к реализации проекта», – заключает в разговоре с изданием федеральный политолог.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code

CAPTCHA
Вы точно не робот?