«24 апреля губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова подписала письма на имя 5 губернаторов и руководства Росавтодора с предложением обновить и актуализировать соглашение 20-летней давности по строительству Восточного транспортного коридора», – рассказал «Правде УРФО» [1] заместитель директора департамента дорожного хозяйства и транспорта округа Константин Масраков.
Напомним, как сообщала «Правда УРФО» [1] Наталья Комарова задумала реанимировать соглашение [2], подписанное между Югрой, Ямалом, республикой Коми, Томской, Тюменской и Свердловской областями и Росавтодором. Идея создания транспортного коридора через восточный склон Уральских гор от Перми к Томску принадлежит еще команде экс-губернатора ХМАО-Югры Александра Филипенко.
По словам господина Масракова, этот проект необходим регионам сегодня для развития территорий, привлечения новых инвесторов. Часть автодороги будет построена на основе принципа государственно-частного партнерства. В случае строительства дорог инвесторы уже сегодня заявляют о желании запустить на северных территориях, рядом с которыми пройдет магистраль, заводы по производству цемента и переработке угля. Они заявили о возможном создании сразу 5 тысяч рабочих мест.
Не дожидаясь ответа прежних регионов-партнеров, Комарова анонсировала планы по строительству двух мостов [3] через реку Обь – в Сургуте и поселке Приобье (Октябрьский район). Оценочная стоимость строительства по первому объекту – 32 млрд рублей, по второму – 23 млрд рублей. Начало строительства мостовых переходов планируется на 2016 год. В 2014-2015 годах специалисты займутся проектно-изыскательской работой.
В пресс-службе правительства региона отметили, что по территории Югры проходят важнейшие транспортные коридоры в направлениях Север – Юг и Запад – Восток, пересекающиеся в Сургуте. Для обеспечения возрастающего транспортного потока и возможности бесперебойного пропуска тяжеловесного и крупногабаритного транспорта необходимо строительство второго мостового перехода через реку Обь в Сургутском районе. Предполагаемая протяженность моста с подходами составляет 44,5 км, в том числе мост – 1,56 км.
Мост в Приобъе и вовсе называют ключевым звеном при строительстве автодороги Тюмень – Урай – Нягань – Белоярский – Надым. Его предполагаемая протяженность с подходами составит 23 км, в том числе мост – 2,1 км. Сама магистраль пройдет по территориям юга Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Наряду с планируемым транспортным коридором, проходящим по Приполярному и Полярному Уралу, создаются предпосылки создания транспортной зоны между Северным морским путем и Транссибом.
Параллельно с логистическими планами госпожи Комаровой, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин совместно с ОАО «Корпорация развития» (КР, управляет проектами «Урал Промышленный – Урал Полярный») активно занимается подведением железнодорожных путей к строящемуся порту Сабетта, который должен связать Северный широтный ход (СШХ) с Северным морским путем.
«Сегодня для прорыва из транспортной блокады континентального центра РФ и возрождения Северного морского пути достаточно построить 2 участка железной дороги: от Надыма до Обской, и от Бованенковского месторождения до Сабетты. В конечном итоге мы получим мощный экономический рывок», – считает Дмитрий Кобылкин.
По словам специалистов, протяженность планируемой железной дороги Бованенково – Сабетта составит 205 км. Также силами ЯНАО строится 354 км железной и автодороги, уже действуют ж/д магистрали от ст. Обская до Бованенково и от Надыма до Пангод.
«Ямало-Ненецкий автономный округ является одним из крупных акционеров «Корпорации развития» и наиболее заинтересован в строительстве Северного широтного хода, поскольку по его территории проходит весь маршрут. Правительство ЯНАО осуществляет функции управления, координации и синхронизации действий всех участников проекта», – подчеркнули в пресс-службе губернатора округа.
В пресс-службе «Корпорации развития» заявили «Правде УРФО» [1], что на сегодняшний день проект строительства имеет максимальную стадию готовности, которая позволит проектной компании ОАО «ЯЖДК» уже в этом году приступить к строительству железнодорожных линий Северного широтного хода. Кроме того, в соответствии с графиком ведутся работы по строительству совмещенного мостового перехода через реку Надым [4], который включает в себя однопутную железнодорожную линию и двухполосную автомобильную дорогу.
«Общая инвестиционная стоимость проекта «Северный широтный ход» составляет 190 млрд рублей. В строительство моста через реку Надым ОАО «Корпорация развития» вложила более 7 млрд рублей. В целом в строительство Северного широтного хода посредством привлеченных средств ОАО «ЯЖДК» «Корпорацией развития» планируется инвестировать порядка 65 млрд рублей», – отметили в пресс-службе.
В свою очередь, ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД» также подтвердили свои обязательства по инвестированию средств в достройку железнодорожных участков Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево и реконструкцию станции «Обская-2». В частности, инвестиции ОАО «РЖД» превысят 70 млрд рублей, из них около 22 млрд рублей будет направлено на усиление участков Северного широтного хода и более 50 млрд рублей на увеличение пропускной способности Северной железной дороги.
«Строительство СШХ разгрузит Транссиб и даст возможность предприятиям УрФО доставлять грузы с Урала в арктические районы РФ для последующей транспортировки через порт, также появится возможность диверсифицировать поставки углеводородного сырья для российских нефтяных и газовых компаний, используя порт и Транссиб», – считает аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов.
Напомним, Северный широтный ход пройдет по центральной части Ямало-Ненецкого автономного округа и войдет в состав транспортной инфраструктуры центральной части Арктической зоны Российской Федерации. Магистраль объединит 2 транспортных района – западный и восточный. В основе западного лежит транспортная ось – река Обь с подходящей к ней в районе Лабытнангов веткой Северной железной дороги. Восточный транспортный район находится в границах Свердловской железной дороги от Нового Уренгоя до Тюмени и средних по размерам рек Надым, Пур и Таз.
Источник «Правды УРФО» [1], знакомый с ситуацией, объяснил причину активизации работы губернаторов по развитию транспортно-логистической системы всей «тюменской матрешки». Это не просто хороший козырь перед грядущими выборами. Главы 3 регионов будут бороться за право стать центром логистической системы, которая сегодня так необходима руководству страны. Он подчеркнул, что губернатор Тюменской области Владимир Якушев тоже заинтересован в лидерстве при создании транспортно-логистической системы «тюменской матрешки». В пресс-службе главы региона воздержались от ответа на вопрос, какие проекты в сфере транспорта Тюмень планирует реализовать в скором будущем.
«Ввиду сложившейся геополитической ситуации в мире, Россия перенацеливается на сотрудничество с азиатскими странами. Именно посредством порта Сабетта и Северного морского пути могут быть налажены поставки в Азию. Но до тех пор, пока в большой Тюмени не будет развита транспортная инфраструктура, порт работать не будет», – пояснил он.
В первую очередь, речь идет о доставке газоконденсата. На полуострове открыты и разрабатываются крупные газоконденсатные месторождения. В настоящее время его в цистернах отправляют по Свердловской железной дороге в порт Усть-Луга на Балтике, откуда он поставляется потребителям для переработки в конечный продукт. Но Свердловская железная дорога сильно перегружена и не сможет обеспечить все будущие плановые перевозки газоконденсата.
Большой упор будет сделан на транспортировку сжиженного природного газа с завода «Ямал СПГ», который сейчас строится неподалеку от порта. Он позволит увеличить грузооборот Севморпути с 3 до 20 млн тонн в год.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов напомнил, что согласно проекту энергостратегии России до 2035 года, разработанной Минэнерго, стране придется серьезно нарастить объемы поставок СПГ на мировой рынок. Доля РФ должна до 2020 года вырасти до почти 15%.
«Вряд ли стоит ожидать, что мы сразу завоюем рынок, но Россия должна увеличить свое присутствие. Сразу это сделать не получится, но постепенно вполне вероятно. Мы ближе к азиатским потребителям. Мы привлекаем их как партнеры. Интерес к России в том, что мы предлагаем широкие условия, что им весьма выгодно. Они могут просто покупать СПГ, могут участвовать в проекте», – пояснил эксперт.
По словам Игоря Арнаутова, пока завод «Ямал СПГ» не запущен, рано говорить об увеличении доли российского СПГ на рынках азиатских стран. Кроме этого, к 2017 году другие производители СПГ, в частности Катар, также планируют увеличить свои мощности, поэтому доля России вряд ли изменится. В настоящий момент СПГ экспортирует только «Газпром», объем в прошлом году составил 14,49 млрд кубометров и занимает 4,5% на этом рынке.
«Правда УРФО» [1] будет следить за развитием событий.
Справочно:
Северный широтный ход соединит станцию Обская Северной железной дороги со станцией Коротчаево Свердловской железной дороги. Магистраль будет включать в себя несколько железнодорожных участков и объектов: новый железнодорожный участок Обская – Салехард, новую железнодорожную линию Салехард – Надым, совмещенные мостовые переходы через реки Обь и Надым, а также подлежащие достройке железнодорожные участки Надым – Пангоды, Пангоды – Новый Уренгой, Новый Уренгой – Коротчаево.