- Правда УрФО - https://pravdaurfo.ru -

Депутаты Челябинской области сложили полномочия на Дубровского

Сегодня, 12 марта, состоялось заседание Законодательного собрания Челябинской области, в ходе которого было принято сразу несколько важных, по мнению наблюдателей, законопроектов. Так, областные парламентарии внесли правки в реформирование МСУ в столице области, а также кардинально поменяли схему выборов в ЗСО и в регионе в целом.

Отметим, что созыв депутатов на заседание раньше обычного срока обусловлен необходимостью утверждения схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов в ЗакСо. Теперь они выровнены под количество избирателей с разницей в 1-2% – в каждом округе зарегистрировано от 88 до 93 тыс. человек. Всего округов 30. Теперь под данную схему предстоит подстроиться избирательным комиссиям региона.

Также решения парламентариев затронул и реформу МСУ в столице Челябинской [1] области. К 13 полномочиям, определенным федеральным законодательством, добавлено еще 11. Как пояснил «Правде УРФО» [2] председатель комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Семен Мительман, данной тематики коснулось сразу два закона.

Председатель комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Семен Мительман

«Мы передали 11 вопросов местного значения, а потом по каждому из них разграничили полномочия. Это вопросы и энергоснабжения, и земельного контроля, и антитеррористической, антикоррупционной деятельности. Это вопросы, касающиеся гражданской обороны, размещения нестационарных объектов и рекламы. Много всего. И соответственно по каждому из них мы разделили полномочия – что город делает, а что район», – пояснил Мительман, добавив, что средств на некоторые новые полномочия может и не хватить, однако проделанная работа позволит подготовить полноценный бюджет на 2016 год, где будут прописаны все новые траты.

Самым обсуждаемым сегодня стал законопроект «О порядке избрания глав муниципальных образований Челябинской области и их отдельных полномочиях и порядке формирования представительных органов муниципальных районов области». Избирать глав районов, городских и сельских поселений будут не местные жители, а депутаты. Как пояснил журналисту «Правды УРФО» [2] председатель регионального Законодательного собрания Владимир Мякуш, это позволит искоренить сразу несколько существенных муниципальных проблем. «Выборы сегодня приобретают значимость особенную. Если раньше говорили, что депутаты не имеют никаких полномочий, и толку от них нет, то сегодня у них появляются реальные рычаги формирования органов власти, высших должностных лиц муниципальных образований», – пояснил Мякуш.

К прочему, парламентарий отметил, что также поправки призваны обособить ветви власти во всех челябинских муниципалитетах, а это, по задумке, должно свести на нет возможные конфликты интересов и полномочий. «Собрание избирает своего председателя и главу муниципалитета. Так появляется два руководителя, но один управляет представительными, а другой исполнительными органами власти», – добавил председатель Заксобрания.

Председатель челябинского Законодательного собрания Владимир Мякуш

Воплощены в жизнь все сегодняшние решения будут уже в конце текущего года, в единый день голосования – 13 сентября. Новая схема управления заработает практически во всех муниципальных образованиях Южного Урала, за исключением Челябинска и Трехгорного. Там выборы состоялись в конце 2014 года, а следовательно, новые правила вступят в силу по истечению срока полномочий местных парламентариев. К слову, также сегодня были одобрены поправки в закон «Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском ГО», согласно которым глава округа и внутригородских районов избирается думой соответствующего уровня из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, и возглавляет местную администрацию.

Стоит отметить, что работа по оптимизации устройства власти на местах ведется и во многих других субъектах Уральского федерального округа как под присмотром чиновников аппарата администрации президента РФ Владимира Путина [3], так и полномочного представителя президента в  УрФО Игоря Холманских [4]. Однако как пояснили «Правде УРФО» [2]политтехнологи, близкие к администрации губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, опыт Челябинской области в плане реформирования МСУ сейчас находится под пристальным вниманием коллег из соседних регионов [5], где, к слову, действуют совершенно другие правила.

«Для нас это важно потому, что на Среднем Урале этот процесс выстроен совершенно иначе – свердловские власти идут по пути поиска наилучших практик, выстраивания диалога. Выбор напрямую связан с тем, насколько та или иная схема поддерживается жителями конкретного муниципалитета. Именно поэтому в наших областных законах закреплен целый ряд схем построения муниципальной власти. При этом хочется отметить, что по такому же принципу – диалога и поиска консенсуса – будет строиться работа по строительству «Большого Екатеринбурга». Если, конечно, в этом диалоге будут заинтересованы все участники процесса. При отсутствии готовности к реальной работе в столице Среднего Урала может быть, конечно, реализована и южноуральская модель», – поделились сведениями эксперты, близкие к резиденции свердловского губернатора.

Однако челябинские аналитики склонны предполагать, что принятая на Южном Урале схема выбора руководства территорий не приживется. По мнению политолога Александра Петракова, у населения слишком велико недоверие к депутатам на местах. «Жители муниципалитетов вообще не считают их какой бы то ни было властью. Для них дума – это место, куда можно пожаловаться на власть реальную, исполнительную. Будь у нас в России как-то иначе, давно был бы другой государственный строй, другое общество и другая конфигурация, система власти. Депутатов можно наделить любым функционалом, от этого менталитет жителей Челябинской области не изменится», – рассуждает эксперт.

Вместе с тем аналитик признает, что данное решение не приведет к «кризису власти» на местах – руководство области имеет все рычаги воздействия на муниципалитеты, в том числе и финансовые. «Возьмите любой город и муниципальный район в Челябинской области, кроме Челябинска, Магнитогорска и трех ЗАТО, и посмотрите структуру местного бюджета. Дотационная составляющая там колеблется от нижней планки в 40-50% до 90%. И вот я хочу посмотреть на тех депутатов, которые осенью скажут свое «нет» рекомендации Дубровского, его команды», – отметил Петраков.

Такая политика, убежден политолог, для депутатов и потенциальных муниципальных глав самоубийственна [6] как минимум в экономическом плане. Таким образом, «ничем реально областные власти не рискуют и никакие рычаги, полномочия депутатам на местах не передают, потому что любая власть подразумевает ресурс, возможность пользоваться ею. А у муниципальных властей сегодня объективно такого ресурса нет».

«Правда УРФО» [2] продолжит следить за развитием событий.