- Правда УрФО - https://pravdaurfo.ru -

УКВЗ продолжил игнорировать требования госконтрактов. Актив Роскосмоса передал производство на полмиллиарда заводу из Миасса

АО «Усть-Катавский вагоностроительный завод» заключило крупный контракт на закупку комплектов интерьера и экстерьера трамвайных вагонов модели 71-628М. В общей сложности за 60 единиц товара компания заплатит 588 млн рублей. Причем подрядчика УКВЗ выбирал в формате закупки у единственного поставщика. Компания проигнорировала конкурентную процедуру, ссылаясь на положение госкорпорации «Роскосмос», в которую входит вагоностроительное предприятие.

По информации «Правды УрФО [1]», заказ был передан ООО «Урал Полимер» из Миасса. Мажоритарным акционером предприятия является челябинский бизнесмен Юрий Мережко, который также владеет НПП «Полидор» (Челябинск). Еще по 20% уставного капитала распределено между гендиректором предприятия Вадимом Штейем и Радием Зиновьевым. Оба мужчины также являются совладельцами второго полимерного актива.

«Урал Полимер» известен на рынке производства стеклопластиковых изделий, в том числе и для трамваев. Ранее, помимо УКВЗ, актив поставлял комплектующие и для его основного конкурента на Урале – АО «Уралтрансмаш» (входит в НПК «Уралвагонзавод» госкорпорации «Ростех»). В 2018 и 2019 года между этими заводами действовал контракт на 155 млн рублей.

Напомним, и УКВЗ, и «Уралтрансмаш» претендовали на крупнейший на тот момент заказ на поставку трамваев для Департамента транспорта и дорожного хозяйства города Краснодара на 2 миллиарда рублей. В итоге УКВЗ получил средства даже больше, со сроком поставки большинства единиц техники до конца текущего года. «Уралтрансмаш» пытался отстоять свое право поставлять трамваи в суде. [2] Актив «Ростеха» настаивал на признании закупок недействительными. Конкурсная документация, по мнению предприятия из Екатеринбурга, была составлена под конкретную модель трамваев челябинского производства. Все же в требованиях «Уралтрансмаша» Арбитражный суд Краснодарского края отказал.

Еще одним своим стратегическим партнером в части поставки гражданской продукции руководство усть-катавского завода называло город Новокузнецк. За 378 млн рублей УКВЗ должен был поставить в Кемеровскую область 7 односекционных и два двухсекционных трамвайных вагона. Сроком исполнения заказа на портале «Госзакупки» значится 31 октября 2020 года, но договор не исполнен по настоящее время.

Источник, близкий к мэрии Новокузнецка, рассказал, что  активу «Роскосмоса» на текущий момент перечислено лишь чуть более 310 млн рублей. Официально же в Управлении транспорта и связи города комментировать ситуацию не стали.

Между тем, по данным Единой информационной системы в сфере закупок,  проблемы возникли с поставкой именно двухсекционных трамваев, которые на заводе позиционировали как новейшую разработку. Акт приема-передачи первого образца техники был подписан чиновниками 22 декабря 2020 года, хотя документы  УКВЗ предоставил еще в августе прошлого года. Оставшаяся невыплаченной сумма в 67 млн рублей идентична стоимости трамвая, прописанной в госконтракте. Примечательно, что Кузбасс стал первым регионом, куда поставляли эту модель низкопольного трамвая.

«В условиях пандемии и приостановки деятельности заводов партнеры УКВЗ не смогли обеспечить поставку импортных комплектующих в срок», – заявили «Правде УрФО» в пресс-службе УКВЗ, заверив, что в рамках задачи по импортозамещению предприятие «постоянно расширяет линейку поставки, сместив акцент на сотрудничество с российскими производителями». Между тем российскую альтернативу оборудования для кузбасского трамвая актив «Роскосмоса» так и не нашел.

«На сегодняшний день ожидается поставка ряда комплектующих, не имеющих российских аналогов, от зарубежного поставщика, который не готов обозначить точную дату поставки в связи с тяжелой мировой эпидемиологической ситуацией», – подытожили  на УКВЗ.

Добавим, по итогам 2020 года предприятие смогло увеличить свою выручку более чем на 800 млн рублей – до 1,9 млрд рублей. При этом созданный в 2018 году на базе филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» «Усть-Катавский вагоностроительный завод» в отличие от прибыли в 20 млн рублей в 2019 году получил 67 млн рублей чистого убытка.

В настоящее время госпредприятие заявляет о существенном росте загрузки гражданского сегмента. Ранее губернатор Челябинской области Алексей Текслер договорился с руководителем госкорпорации «Роскосмос» Дмитрием Рогозиным о расширении сборочного производства трамваев в Усть-Катаве. «Впрочем, подобные планы будут сильно зависеть от состояния рынка и госсредств на обновление парка – и в обоих направлениях есть существенные риски», – отмечает собеседник издания в отрасли.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото: ukvz.ru