УКВЗ продолжил игнорировать требования госконтрактов. Актив Роскосмоса передал производство на полмиллиарда заводу из Миасса

Сделку на сотни миллионов прикрыли стандартами госкорпорации

После скандала с поставкой трамваев для Челябинска, когда губернатор Алексей Текслер еще до старта конкурсной процедуры заявил, что подвижной состав для города будет производить «Усть-Катавский вагоностроительный завод», исполнитель работ решил передать часть своих функций частному бизнесу. Правда, контрагента на объемы в сотни миллионов представители госкорпорации определили «камерно», воспользовавшись функцией закупки у единственного поставщика. Отсутствие конкуренции в этой части представители УКВЗ пояснили стандартами «Роскосмоса». Пока закупка для Южного Урала обрастает все новыми потенциальными конфликтами, другие направления сбыта и вовсе проваливаются. Так, завод ранее заявлял, что поставит Новокузнецку новейшую модель низкопольного двухсекционного трамвая до октября прошлого года, однако вместо двух образцов городские власти приняли пока лишь один. Причем и по первому акты приема-передачи подписали лишь спустя 4 месяца после отгрузки. В итоге к настоящему времени УКВЗ на 8 месяцев срывает сроки исполнения этого госзаказа, рискуя спровоцировать санкции и судебные разбирательства. Госкомпания объясняет свои провалы трудностями с поставкой иностранного оборудования, аналогов которому в России УКВЗ найти не смог.

АО «Усть-Катавский вагоностроительный завод» заключило крупный контракт на закупку комплектов интерьера и экстерьера трамвайных вагонов модели 71-628М. В общей сложности за 60 единиц товара компания заплатит 588 млн рублей. Причем подрядчика УКВЗ выбирал в формате закупки у единственного поставщика. Компания проигнорировала конкурентную процедуру, ссылаясь на положение госкорпорации «Роскосмос», в которую входит вагоностроительное предприятие.

По информации «Правды УрФО», заказ был передан ООО «Урал Полимер» из Миасса. Мажоритарным акционером предприятия является челябинский бизнесмен Юрий Мережко, который также владеет НПП «Полидор» (Челябинск). Еще по 20% уставного капитала распределено между гендиректором предприятия Вадимом Штейем и Радием Зиновьевым. Оба мужчины также являются совладельцами второго полимерного актива.

«Урал Полимер» известен на рынке производства стеклопластиковых изделий, в том числе и для трамваев. Ранее, помимо УКВЗ, актив поставлял комплектующие и для его основного конкурента на Урале – АО «Уралтрансмаш» (входит в НПК «Уралвагонзавод» госкорпорации «Ростех»). В 2018 и 2019 года между этими заводами действовал контракт на 155 млн рублей.

Напомним, и УКВЗ, и «Уралтрансмаш» претендовали на крупнейший на тот момент заказ на поставку трамваев для Департамента транспорта и дорожного хозяйства города Краснодара на 2 миллиарда рублей. В итоге УКВЗ получил средства даже больше, со сроком поставки большинства единиц техники до конца текущего года. «Уралтрансмаш» пытался отстоять свое право поставлять трамваи в суде. Актив «Ростеха» настаивал на признании закупок недействительными. Конкурсная документация, по мнению предприятия из Екатеринбурга, была составлена под конкретную модель трамваев челябинского производства. Все же в требованиях «Уралтрансмаша» Арбитражный суд Краснодарского края отказал.

Еще одним своим стратегическим партнером в части поставки гражданской продукции руководство усть-катавского завода называло город Новокузнецк. За 378 млн рублей УКВЗ должен был поставить в Кемеровскую область 7 односекционных и два двухсекционных трамвайных вагона. Сроком исполнения заказа на портале «Госзакупки» значится 31 октября 2020 года, но договор не исполнен по настоящее время.

Источник, близкий к мэрии Новокузнецка, рассказал, что  активу «Роскосмоса» на текущий момент перечислено лишь чуть более 310 млн рублей. Официально же в Управлении транспорта и связи города комментировать ситуацию не стали.

Между тем, по данным Единой информационной системы в сфере закупок,  проблемы возникли с поставкой именно двухсекционных трамваев, которые на заводе позиционировали как новейшую разработку. Акт приема-передачи первого образца техники был подписан чиновниками 22 декабря 2020 года, хотя документы  УКВЗ предоставил еще в августе прошлого года. Оставшаяся невыплаченной сумма в 67 млн рублей идентична стоимости трамвая, прописанной в госконтракте. Примечательно, что Кузбасс стал первым регионом, куда поставляли эту модель низкопольного трамвая.

«В условиях пандемии и приостановки деятельности заводов партнеры УКВЗ не смогли обеспечить поставку импортных комплектующих в срок», – заявили «Правде УрФО» в пресс-службе УКВЗ, заверив, что в рамках задачи по импортозамещению предприятие «постоянно расширяет линейку поставки, сместив акцент на сотрудничество с российскими производителями». Между тем российскую альтернативу оборудования для кузбасского трамвая актив «Роскосмоса» так и не нашел.

«На сегодняшний день ожидается поставка ряда комплектующих, не имеющих российских аналогов, от зарубежного поставщика, который не готов обозначить точную дату поставки в связи с тяжелой мировой эпидемиологической ситуацией», – подытожили  на УКВЗ.

Добавим, по итогам 2020 года предприятие смогло увеличить свою выручку более чем на 800 млн рублей – до 1,9 млрд рублей. При этом созданный в 2018 году на базе филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» «Усть-Катавский вагоностроительный завод» в отличие от прибыли в 20 млн рублей в 2019 году получил 67 млн рублей чистого убытка.

В настоящее время госпредприятие заявляет о существенном росте загрузки гражданского сегмента. Ранее губернатор Челябинской области Алексей Текслер договорился с руководителем госкорпорации «Роскосмос» Дмитрием Рогозиным о расширении сборочного производства трамваев в Усть-Катаве. «Впрочем, подобные планы будут сильно зависеть от состояния рынка и госсредств на обновление парка – и в обоих направлениях есть существенные риски», – отмечает собеседник издания в отрасли.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото: ukvz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда о компаниях
Правда жизни