УКВЗ не хватает мощностей для производства трамваев. «Роскосмос» сделал монополистом челябинский завод

В Усть-Катаве расширят производство для выпуска подвижного состава

Администрация Магнитогорска определилась с подрядчиком, который поставит городу 10 новых трамвайных вагонов стоимостью 370 миллионов рублей. «Усть-Катавский вагоностроительный завод» (УКВЗ, входит в ГК «Роскосмос») стал единственным участником конкурса, заявку которого признали соответствующей требованиям города. Это первый в 2021 году самостоятельный госконтракт на поставку трамваев, хотя в настоящее время портфель заказов на легкорельсовый транспорт УКВЗ заполнен по максимуму. После передачи активов завода с баланса «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева» объем производимых трамваев вырос с нуля до 120 единиц в год. Но напрямую с городами УКВЗ в большинстве случаев пока не работает, так как его партнеры еще в прошлом году законтрактовали весь объем техники, которую завод может произвести за год. Теперь эти предприятия значатся исполнителями крупных госконтрактов, хотя на маршрутах в Москве, Таганроге, Челябинске будут работать трамваи из Усть-Катава. О растущем портфеле заказов, нехватке производственных мощностей, убытках, монополии от «Роскосмоса» и проекте на миллиард рублей в интервью «Правде УрФО» рассказал генеральный директор УКВЗ Роман Новиков.

«Правда УрФО»: Роман Васильевич, в феврале текущего года УКВЗ был полностью выведен из состава «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева». Какие изменения в работе актива «Роскосмоса» произошли в первой половине 2021 года?

Генеральный директор УКВЗ Роман Новиков: Завод передавали этапами. Процесс начался еще 1 января 2020 года. Предприятие находилось в сложном положении: масса долгов, проблема со снабжением, и по трамвайной тематике заказов не было совсем. По спецтехнике еще как-то держались, причем нам пришлось доисполнять полученные в составе «Центра им. Хруничева» заказы, потому что в рамках гособоронзаказа контракты между юрлицами передавать нельзя. В итоге всю маржу от этой работы центр оставил у себя. В 2021 году удалось выйти на прямые договоры в рамках Гособоронзаказа.

По гражданской продукции произошел существенный скачек. Законтрактовано уже 180 трамвайных вагонов – это около 7 млрд рублей до конца 2022 года. Как минимум последние 15 лет завод такого объема не делал. В среднем, это по 120 вагонов в год. Сейчас в работе трамваи для Москвы, Таганрога, Челябинска. В июле закончили исполнение контракта для Краснодара.

Роман Новиков в центре

«Правда УрФО»: УКВЗ закончил 2020 год с чистым убытком в 67 млн рублей. По вашим прогнозам, удастся ли в 2021 году нормализовать финпоказатели предприятия?

Роман Новиков: Де факто и в прошлом году предприятие не было убыточным. Мы приняли на баланс все затраты, связанные с пандемией и простоем. Мы не вошли в число системообразующих предприятий – не работали 3 месяца, но при этом исправно продолжали платить зарплату своим сотрудникам. Жили за счет собственных средств и поддержки «Роскосмоса». Общий объем затрат за этот период превысил 100 млн рублей.

Я полагаю, в 2021 году у нас будет прибыль. Мы хорошо разогнались, в работе задействованы все подразделения. По выручке в прошлом году у нас было около 1,9 млрд рублей. Сейчас речь предварительно идет более чем о 5,4 млрд рублей, а в 2022 году рассчитываем на 5,7 миллиарда.

«Правда УрФО»:  Объемы производства выросли в разы. Достаточно ли имеющихся мощностей для исполнения всех обязательств в срок?

Роман Новиков: Мы действительно столкнулись с проблемой нехватки мощностей. Часть оборудования устарела – идеального качества на нем достичь сложно. Более того, производство комплектующих на нем требует больших затрат времени и сил. Уже в этом году мы инвестировали 100 миллионов рублей в новые станки. Это позволит расширить производство и справиться с исполнением всех наших планов. Ориентировочно в ноябре-декабре станки начнут работу, что позволит прибавить и в качестве, и в скорости.

Кроме того, принято решение о строительстве нового сборочного цеха с фронтом подачи в 22 вагона. Здание будем возводить с нуля, закупать современное оборудование, что позволит стать лучшими в России в части производства трамвайных вагонов. Планируем реализовать этот проект за год. Нам согласовали бюджет около миллиарда рублей. К новому году хотим уложить фундаменты и весной начинать основную работу.

Вскоре состоится открытый конкурс, на котором выберем подрядные организации, которые будут строить и поставлять оборудование. Благодаря новому проекту не только сохраним имеющуюся численность персонала в 2,8 тыс. человек, но и рассчитываем создать около 200 новых высокопроизводительных рабочих мест для жителей Усть-Катава и окрестных населенных пунктов.

«Правда УрФО»: В настоящее время УКВЗ является одним из лидеров российского рынка по производству легкорельсовой техники, но в случае с Москвой, Челябинском и Таганрогом завод выступает субподрядчиком группы «Синара».

По какой причине предприятие работает с госзаказчиками через партнеров, и нет ли у УКВЗ намерений самостоятельного участия в концессионных соглашениях по обновлению техники и управлению городским парком трамваев?

Роман Новиков: По Москве и Таганрогу «Синара» выиграла концессию. Они смотрели по рынку, выбирали потенциального поставщика трамваев и остановились на нас. В конце прошлого года уже был сформирован производственный план, в рамках которого партнер был готов выкупить все производимые нами вагоны. Челябинская область поздно получила финансирование – это произошло только в феврале. СТМ выиграла этот конкурс и поставляет технику, уже заказанную у нас в конце прошлого года.

В дальнейшем мы будем самостоятельно участвовать в конкурсах, как это было в случае с Магнитогорском. Сейчас ждем закупку от Новокузнецка – тоже будем заявляться сами. Наша задача – загрузить работой завод в Усть-Катаве. Мы производители, нам не интересно становиться концессионерами. Но все же сейчас прорабатывается и еще одно направление деятельности.

«Правда УрФО»: Речь идет о сервисном обслуживании техники?

Роман Новиков: Сейчас около половины эксплуатируемых трамваев в России произведены в Усть-Катаве, но для ремонта этой техники муниципальные предприятия закупают запчасти сомнительного качества у сторонних лиц. Мы развертываем работу по борьбе с контрафактом и будем возрождать направление по поставке запасных частей. Уже сегодня цеха получили ряд заказов на детали, которые быстро изнашиваются, будем заполнять ими склад. Сервисная работа в настоящий момент налажена в Магнитогорске.

«Правда УрФО»: В 2020 году завод анонсировал подготовку к получению лицензии, необходимой для производства лифтового оборудования. На каком этапе находится эта работа?

Роман Новиков: Мы выпустили два первых лифта, сертифицировались на них. Можем производить лифты грузоподъемностью от 400 до 1600 кг. Сегодня мы получили статус единственного поставщика лифтового оборудования для предприятий «Роскосмоса». Набрали перечень заказов на производство 40 образцов подъемного оборудования в периметре госкорпорации.

Параллельно в Челябинской области вошли в специальный промышленный кластер. Проходим квалификационный отбор. Аттестация должна состояться в конце года, чтобы в 2022 году мы смогли выйти в проект по замене лифтов на Южном Урале. Кроме того, работа ведется по Санкт-Петербургу. Там под переоснащение отдают целые микрорайоны. Перспектива есть и в этом направлении.

«Правда УрФО» продолжит следить за судьбой усть-катавского завода.

Фото превью: ukvz.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни