Тюменское судостроение пошло на дно

На «Тюменьсудокомплекте» сотрудникам месяцами не выплачивают зарплату

Крупное предприятие судостроительной отрасли ЗАО «Тюменьсудокомплект» попало в эпицентр внимания Гострудинспекции. С августа 2016 года персонал завода сталкивается с регулярными задержками зарплат, достигающими десятков миллионов рублей. Заставить работодателя хотя бы частично погасить долги удается лишь после вмешательства надзорных органов. В ближайшие дни истекает срок исполнения очередного предписания, однако, как сообщают сотрудники, «вероятно, реакции не последует, и уж во всяком случае нет никаких гарантий, что задержки не возобновятся». Руководство от прямого контакта с рабочими уклоняется. О сложной ситуации на предприятии осведомлены и в областном совете профсоюзов, лидеры которого уже пообещали оказать сотрудникам «Тюменьсудокомплекта» «всю необходимую поддержку». Депутаты городской думы в свою очередь указывают на глубокий кризис некогда одной из базовых отраслей промышленности региона: «Мы уже потеряли значительную часть потенциала, и выхода из тупика не видно».

17 апреля истекает срок исполнения очередного предписания Гострудинспекции по Тюменской области в адрес ЗАО «Тюменьсудокомплект». Предприятие оставило без зарплат 170 сотрудников. Сумма зафиксированного долга на этот момент сравнительно невелика – около 5 млн рублей, однако, исходя из статистики ведомства и жалоб персонала, задолженность перманентно присутствует с лета 2016 года. Руководство завода действенных шагов по нормализации ситуации не предпринимает. Часть рабочих уже уволились из компании, однако также не получили расчет.

Как следует из официальных материалов региональной Гострудинспекции, «в нарушение ст. 22, 136 ТК РФ по представленной справке по состоянию на 14.03.2017 года за декабрь 2016 года (долги) перед 116 работниками зафиксированы в размере 3 078 471,14 рублей. В нарушение ст. 22, 136 ТК РФ по представленной справке по состоянию на 14.03.2017 года за январь 2017 года долги перед 170 работниками составили 4 608 582,50 рублей… В нарушение ст. 140 ТК РФ работодателем ЗАО «Тюменьсудокомплект» не выплачивается окончательный расчет работникам при увольнении в срок, установленный трудовым законодательством. Представлена справка о задолженности ЗАО «Тюменьсудокомплект» перед уволенными работниками в январе-феврале 2017 года (согласно представленному списку, 8 работников) в размере 500 907,80 рублей. В том числе перед Жуковым С.И. имеется задолженность в размере 73 221,41 рублей. Время и место совершения административного правонарушения: 14.03.2017 года (длящееся, время обнаружения), г. Тюмень, ул. Антипинская, д. 21… Срок выполнения 17.04.2017».

К аналогичным итогам приводили проверки ведомства в ноябре 2016 года. Тогда персонал недосчитался зарплаты за август-октябрь. В обоих случаях руководители не посчитали нужным пояснить накопление долгов перед работниками, как официально утверждается, «одного из ведущих предприятий страны в области судоремонта и судостроения». Кроме того, в ноябре прошлого года завод был оштрафован за нарушение обязательных требований Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и невыполнение ранее выданных предписаний.

Не пожелали управленцы «Тюменьсудокомплекта» общаться и с «Правдой УрФО». Представитель предприятия, узнав предмет возможного диалога, заявил, дословно, что «не знает, на каком основании мы должны вам предоставлять такую информацию». «Возможно, об этом мог бы сказать Николай Васильевич (Брагин, генеральный директор ЗАО «Тюменьсудокомплект». – Прим. ред.), но его нет, и он будет не раньше понедельника». Впрочем, из крайнего нежелания обозначить текущее состояние дел с погашением задолженностей косвенно следует вывод о наличии нерешенных проблем на заводе.

В Тюменском облсовпрофе, напротив, о перебоях с выплатой заработной платы говорят охотно. Лидеры регионального профсоюзного объединения готовы оказать поддержку работникам компании.

«Могу вас заверить, что на тех тюменских предприятиях, где есть первичные профсоюзные организации, проблем с выплатой зарплат не бывает. Как правило, конфликты возникают там, где профсоюза нет. Но мы готовы оказать поддержку работникам «Тюменьсудокомплекта» в индивидуальном порядке. Пусть люди обращаются, мы поможем с юристами. Кроме того, существует областная межведомственная комиссия, специализирующаяся на таких ситуациях. Мы вынесем этот вопрос на повестку заседания. Рычаги воздействия на недобросовестных работодателей есть», – заявил председатель ТМООП «Тюменский облсовпроф» Михаил Кивицкий.

На конфликт обратили внимание и в тюменской гордуме. Представители депкорпуса со своей стороны также обещают «детально вникнуть в трудовой спор в ближайшее время», а заодно расширяют проблему до размеров региональной судостроительной отрасли в целом. По словам собеседника издания, судостроение, корни которого в Тюмени уходят в середину XIX века, переживает серьезный упадок.

«Схожие проблемы существуют практически у всех наших предприятий, связанных с судостроением и судоремонтом. Судостроительный завод вообще закрылся. Можно сказать, отрасль находится в плачевном состоянии. Очень хотелось бы, чтобы на эти факты обратили внимание в Департаменте инвестиций Тюменской области. Хорошо, когда серьезные вложения идут в АПК, это можно только приветствовать, но нельзя забывать и о других базовых отраслях. Со своей стороны я постараюсь поднять эти вопросы в рамках своих полномочий», – рассказал изданию депутат гордумы Мурат Тулебаев.

Стоит отметить, что «Тюменский судостроительный завод», входивший в ГК «Интегра» Феликса Любашевского и Джона Фитцгиббонса, являлся старейшим заводом областного центра. Предприятие было основано в 1928 году в рамках I пятилетки Госплана. В 2011 году завод, перепрофилированный в середине 2000-х на производство тяжелых буровых установок, но по-прежнему остававшийся в тяжелом положении, был и вовсе продан за 773 млн рублей ООО «Монолит» (структура девелоперской ГК «ДОМ»). Предприятие было законсервировано, а новые владельцы объявили о планах строительства на его месте жилых кварталов.

Относительно стабильная ситуация, по словам осведомленных собеседников издания, в настоящее время наблюдается лишь на АО «Тюменский судостроительно-судоремонтный завод», хотя и здесь «динамика развития оставляет желать лучшего».

Что касается «Тюменьсудокомплекта», в марте 2015 года производство посетил губернатор Тюменской области Владимир Якушев. Глава региона высказал намерение оказать поддержку судостроителям. «Одна из проблем – привлечение кредитов для исполнения финансовоемких заказов. Региональное правительство может оказать в этом поддержку. Речной транспорт очень надежный и недорогой, здесь на заводе могут строить суда самого разного типа, поэтому он должен стабильно развиваться, а наша задача – создать условия для этого. Мы составим совместную программу действий, которая позволит предприятию уверенно двигаться вперед», – заявил в ходе рабочей поездки глава региона.

Николай Брагин в ответ рапортовал гостю о радужных перспективах: «Идут переговоры с Якутией по строительству судов для Арктики. Если же говорить не только о судостроении, но и о продукции судового машиностроения, то она востребована по всей стране».

Однако, как показало будущее, работодатель не только не усилил позиции регионального судостроения на российском рынке, но и создал заводу имидж предприятия, перманентно пребывающего в фазе трудовых конфликтов. Более того, в январе 2016 года Уральское следственное управление на транспорте СК РФ сообщило о возбуждении в отношении «Тюменьсудокомплекта» уголовного дела за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

В начале следующей недели представители Гострудинспекции должны проверить исполнение предписания о выплате заработной платы сотрудникам предприятия. Не исключено, что в случае сохранения долгов персонал в массовом порядке обратится не только в трудовой надзорный орган, но и в прокуратуру.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий в судостроительной отрасли Тюмени.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

1 комментарий к “Тюменское судостроение пошло на дно”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни