- Правда УрФО - https://pravdaurfo.ru -

Правительство Челябинской области вскрыло необоснованные запросы «Полигона ТБО» на 370 миллионов. Компания пыталась заработать на кредитах ЦКС

Челябинское Министерство тарифного регулирования утвердило новый тариф для ООО «Полигон ТБО» на захоронение ТКО на свалке в Полетаево. Согласно решению регулятора, стоимость услуги в первом полугодии 2021 года возрастет с 654,82 до 729,67 рубля за тонну.

Однако уже с первого июля цена возрастет до 816,90 рублей, а к концу действия долгосрочного периода в 2025 году вырастет уже до 1115,21 рубля за тонну. Таким образом, необходимая валовая выручка компании на 2021 год, формируемая за счет тарифа, составит 373,3 млн.

Отметим, что изначально в своей тарифной заявке «Полигон ТБО» настаивал на сумме в 743,1 млн рублей.

Фото: Андрей Ткаченко

Уточним, ООО «Полигон ТБО» получает деньги за захоронение ТКО в Полетаево от регионального оператора ООО «ЦКС», который собирает средства уже с потребителей. Помимо полигона, регоператор платит еще и подрядчику за перевозку отходов от мест накопления до самой свалки. Эти функции для ЦКС выполняет компания ООО «Эковывоз», получившая многомиллиардный контракт на ближайшие три года без каких-либо торгов.  Таким образом, стоимость транспорта, как и захоронения, напрямую влияют на размер платы конечного потребителя.

Необходимость увеличения тарифа для «Полигона ТБО» обусловлена реализацией инвестпрограммы по расширению свалки и строительству мусоросортировочного комплекса. Как пояснили «Правде УрФО» в Минэкологии Челябинской области, в 1 и 2 квартале 2020 года в дополнение к существующему мусоросортировочному комплексу было введено в эксплуатацию еще три комплекса мощностью 75 тыс. тонн каждый и сортировочная линия (50 тыс. тонн).

Однако в ходе рассмотрения заявки Министерство тарифного регулирования выявило и исключило из «хотелок» целый перечень необоснованных затрат, которые могли  лечь в тариф. Например, такие затраты были выявлены по статьям «амортизация», «капитальные вложения», «расходы на ГСМ», «оплата труда» и «ремонты».  «Полигон ТБО» попытался провести эти расходы как необходимые для реализации инвестки, но, как установило ведомство, в саму инвестпрограмму они включены не были.  

К примеру, компания  предоставила копии договоров цессии и займа, заключенных непосредственно с учредителями «Полигона ТБО» как физическими лицами. Среди них – Равиль Жемалетдинов, Надежда Щипицына, Лариса Кожевникова, а также Рустам Нигматуллин. Отметим, что Нигматуллин также имеет долю в компании-перевозчике ТКО ООО «Эковывоз».

К прочему, кредиторами выступают ООО «ЗГ Строймонтаж» и московский бизнесмен Лев Гниденко, который считается одним из бенефициаров всей группы компаний, включающей в себя «Полигон ТБО», «Центр коммунального сервиса» и «Эковывоз».

Но регулятор эти договоры займа в тарифе учитывать не стал, так как в них не было указано целевое назначение, а также отсутствовала информация о выборе заимодавца на конкурентной основе.

Кроме того, по договору займа с ООО «ЗГ Строймонтаж» было указано, что заемные средства направляются на погашение задолженности по договорам аренды, купли-продажи, беспроцентных займов и подряда за строительно-монтажные работы за 2014-2016 год, которые не имеют отношения к мероприятиям инвестиционной программы. Единственный целевой кредит, учтенный в тарифе – с банком ВТБ.

По данным системы «Контур.Фокус», ЗГ «Строймонтаж» владеет ООО «ИНГЕОКОМ-ЭКО», которому принадлежит «Центр коммунального сервиса». В свою очередь Равиль Жемалетдинов наряду с Лианой Гниденко (вероятно, супруга Льва Гниденко) выступает соучредителем и гендиректором ООО «Прайм», которое владеет 50% в ЗГ «Строймонтаж».   Таким образом, организации могут быть подконтрольны одним и тем же людям. 

Получается ситуация, при которой несколько компаний и физлиц предоставляют другой аффилированной компании кредит. Но так как эта компания ведет регулируемый вид деятельности, она пытается вернуть эти деньги вместе с процентами за счет потребителей.

Фото: twitter.com/VK_Rumyantcev

Как ранее сообщала «Правда УрФО», челябинский экономист Сергей Гордеев заявил [1], что конечные бенефициары, вероятнее всего, зарабатывают на такой схеме работы.

«В 2019 году ЦКС зафиксировал убыток  в сумме 594 млн рублей. В то же время «структуры обслуживания» («Полигон ТБО», «Эковывоз». – Прим. ред.) получили чистую прибыль 604 млн рублей. То есть вся «цепочка» структур, которую необходимо рассматривать как кластер, прибыльна, а «убыточность» регионального оператора связана с выводом денег в «организации обслуживания», – заявлял ранее Сергей Гордеев.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото: Иван Шилов, ИА REGNUM