Арбитраж, впрочем, подчеркнул, что негативное изменение экономической ситуации, вызванное мировым финансовым кризисом, «признается судом общеизвестным обстоятельством риска», и является частью предпринимательского деятельности. Кроме того, апелляция указала, что сами по себе последствия кризиса, в частности, связанные со значительным спадом спроса на продукцию указанной отрасли, не могут служить основанием для уменьшения неустойки. Аналогичной аргументацией проблемный челябинский актив пытался пользоваться и в других разбирательствах – на сумму свыше 10 млн, но, как и в вышеописанном споре, убедить судей не смог.
Отметим, что «ЧТЗ-Уралтрак» является стабильным участником многомиллионных конфликтов. Так, ранее «Правда УрФО» подробно сообщала о крупных долгах актива УВЗ перед энергетиками. Весной неисполненные обязательства завода только перед «Россети Урал» превышали 300 млн рублей. На текущий момент долги «ЧТЗ-Уралтрак» перед сетевой компанией фиксируются в размере 224,9 млн, из которых 91 млн – за услуги передачи и 133,9 млн – накопленные обязательства за время исполнения энергокомпанией функций гарантирующего поставщика. Отметим, что ранее стало известно о поставках бульдозеров «ЧТЗ-Уралтрак» в адрес «Россети Урал».
Сохраняется высокая задолженность у предприятия и перед ООО «Уралэнергосбыт», которое ранее вынуждено было идти на ограничительные меры в отношении неплательщика. На 20 октября долг «ЧТЗ-Уралтрак» за электроэнергию, по данным гарантирующего поставщика, составляет 184 млн рублей. При этом энергетики отмечают, что с предприятием сейчас заключено соглашение о реструктуризации обязательств. Параллельно в сентябре актив УВЗ успел войти в антирейтинг из-за плохой платежной дисциплины в части тепловой энергии и обязательств в 4 млн рублей.
Продолжаются у «ЧТЗ-Уралтрак» и многомиллионные суды с ООО «НОВАТЭК-Челябинск». Так, в конце октября должно состояться очередное рассмотрение иска «дочки» «НОВАТЭКа» к предприятию на 22,8 млн, а в начале ноября двух исков на 5 и 25,3 млн соответственно. Общий объем неисполненных обязательств актива УВЗ поставщиком не раскрывается.
Тем примечательнее на фоне подобных заявлений в суде о кризисе и спаде спроса на продукцию, а также крупных долговых обязательств, выглядят детали встречи губернатора Челябинской области Алексея Текслера и генерального директора АО «Концерн «Уралвагонзавод» Александра Потапова. Последним, в частности, было заявлено, что сформирована новая программа развития «Челябинского тракторного завода», которая предусматривает рост производства, сохранение численности коллектива, диверсификацию направлений для получения дополнительных доходов. Кроме того, указывалось, что к концу года объем выпускаемой ЧТЗ продукции по сравнению с прошлым периодом увеличится в два раза. Акцент также был сделан на увеличении производства двигателей.
На позитивную динамику указывал и Алексей Текслер, а гендиректор «Концерна «Уралвагонзавод» подчеркивал, что «с приходом нового руководства мы уверенно можем сказать, что государственный оборонный заказ будет выполнен и в этом году, и в последующие годы».
Отметим, что по ходу смены власти на заводе с критикой действующего менеджмента выступали и бывшие сотрудники «ЧТЗ-Уралтрак», которые обратились в редакцию «Российской газеты», высказывая суждение, «что выполнение гособоронзаказа и вообще существование стратегически важного предприятия может оказаться под угрозой в результате недостаточной компетентности управленцев высшего звена».
«Столь же неэффективным было руководство последнего директора Петра Переведенцева. <…> Менеджер, возглавивший завод в феврале 2017-го (недавно он уволился по собственному желанию), запомнился конфликтами и невыполненными обещаниями. Выступая на первой профсоюзной конференции, он заверил коллектив, что ЧТЗ вскоре перестанет генерировать убытки, закончит финансовый период с рентабельностью плюс один рубль. Но, поднявшись на трибуну через год, признался, что этого не случилось, хотя снова обнадежил. Еще через год предприятие завалили требованиями кредиторы. Юридическая служба стала работать в авральном режиме, не успевая гасить исковые пожары», – сообщала тогда «Российская газета».
Не видят особых поводов для оптимизма и аналитики, и отраслевые специалисты.
«Понятно, что все машиностроение находится под сильным ударом. Вне зоны господдержки рыночная ситуация достаточно сложная. Есть, конечно, требования к ускорению реализации инфраструктурных нацпроектов, но пока динамики не видно. Так что могут быть серьезные вопросы с обеспеченностью заказами», – рассуждает аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.
Напомним, ранее агентство «Mil.Press Военное» со ссылкой на и.о. генерального директора «ЧТЗ-Уралтрак» Валерия Костюченко сообщило, что научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу по разработке ряда высокооборотных дизелей для автомобильной и гусеничной бронетехники (шифр «Чайка») планируется закрыть.
Фото: КП
«Объем госконтракта по изготовлению и испытаниям двигателя «Чайка» выполнен к 2019 году. В результате стало очевидно, что постановка на серийное производство разработанного двигателя из-за его недоработок и технически недостижимых параметров нецелесообразна», – приводило выдержку из ответа «ЧТЗ-Уралтрак» издание.
Позже появилась информация, что следственные органы возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере». Предметом интереса правоохранителей стало исполнение крупного госконтракта, заключенного с Министерством промышленности и торговли РФ. Как указывалось в сообщении Генпрокуратуры, в установленный срок контракт исполнен не был, третий этап выполнен с просрочкой более чем на год, а в результате исследования представленных образцов продукции установлено, что выполнение четвертого этапа невозможно, поскольку требования технического задания не достигнуты.
«В результате незаконных действий неустановленных должностных лиц ООО «ЧТЗ-Уралтрак» государственный контракт не исполнен, в связи с чем федеральному бюджету причинен ущерб в особо крупном размере на сумму свыше 285 млн рублей», – указывали в надзорном органе.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Фото превью: Андрей Ткаченко
3 комментария к “Партнеры выбивают долги с «ЧТЗ-Уралтрак» на фоне рассуждений Текслера и Потапова о развитии. Завод заявляет в судах о глобальном кризисе”
потапов не руководитель, всю жизнь чиновник
Работаю там простой рабочий. Подтверждаю, Переведенцев этот та ещё м…та, как только появился начал мутить крутить, за три года вообще уложил завод, раньше может на коленях стоял, так сейчас вообще на лопатках лежит. Зарплата снизилась раза в 1,5-2. Недавно Лебедев подгребал, новый генеральный, стою работаю, смотрю сзади стоят, удивительно, но это первый генеральный, (лет за 15!) который самостоятельно просто ходил по заводу по цехам, без пышной свиты в человек 20, показухи и тому подобное, сразу я к сожалению не нашёлся, но чувствовал, что можно спокойно подойти и поговорить даже, но сразу не сообразил и момент был упущен. Вся надежда на Лебедева. Но её тоже мало, потому что впечатление такое и слухи разные, что это настолько непосильная задача вытащить завод из задницы, что даже у Лебедева руки мол опускаются и он уже тоже сваливать хочет, не знаю правда или нет. А жаль, мужик вроде грамотный, вот если бы он взялся как следует, за годик-другой, мог бы вытащить завод из небытия, чувствуется что ему по силам. Но это тоже вызов как для руководителя и очень большой и может он уже сдался, не знаю…но люди точно бы поверили и пошли за таким человеком. Весь вопрос короче в том, появится ли у Лебедева желание совершить этот подвиг для людей и для завода, или он махнёт на всё рукой, вот в чём вопрос.
Убивают предприятие. Гнать Потапова