Мэрия Челябинска прожигает бюджет в убыточных транспортных предприятиях. Реформа Текслера встала, а рейтинг падает

ОГТ судится с Комитетом по управлению имуществом Челябинска и ревизорами КСП

Бюджет Челябинска при помощи чиновников администрации Натальи Котовой продолжает нести потери. Созданные взамен обанкротившимся МУПам транспортные предприятия мэрии стабильно генерируют многомиллионные убытки и финансовые конфликты, которые напрямую отражаются на бюджетных поступлениях. Помимо этого, по данным контрольно-счетной палаты Челябинска, например, «Общественный городской транспорт» систематически не исполнял условия муниципальных контрактов и эксплуатировал городское имущество на сотни миллионов рублей, по сути, не имея на то оснований. Также проверка ревизоров показала плачевное состояние длинного списка техники, которую чиновников смогли заставить принять только через суд. На фоне стабильной негативной динамики в кризисной для Челябинска сфере, как отмечают наблюдатели, транспортная реформа губернатора Алексея Текслера встала – вопрос с извечными маршрутками так и не решили, да и концессия электротранспорта подвисла в воздухе. Пока местные чиновники обсуждают раскритикованный несколькими экспертами метротрам, федеральные аналитики говорят о заметном падении столицы Южного Урала в рейтинге качества общественного транспорта.

Транспортные активы мэрии Челябинска продолжают активно формировать крупные конфликты, и часть из них связана со стабильным неисполнением обязательств по заключенным договорам. Так, Арбитражный суд Челябинской области принял к производству новый иск комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города (КУИиЗО) к ООО «Общественный городской транспорт» (ОГТ; конечный бенефициар мэрия Челябинска).

В рамках заявления комитет требует взыскания более 2,7 млн рублей.

Кроме того, на рассмотрении регионального арбитража уже находится серия исков от КУИЗО к ОГТ суммарно более чем на 10 миллионов, иск муниципального бюджетного учреждения «Служба эксплуатации остановок общественного транспорта Челябинска» на 14 млн и требования МБУ «Эксплуатация внешних инженерных сетей города Челябинска» на 10 миллионов.

Такой объем долговых разбирательств, в свою очередь, примечателен в связи с убыточностью актива мэрии. Согласно данным системы «Контур.Фокус», на конец 2020 года чистый убыток ООО «ОГТ» составил 101,6 млн рублей. В 2019-м отрицательный финансовый результат фиксировался в размере 36,2 млн, в 2018 – 58,3 млн.

Убытки показали и другие активы мэрии. ООО «Челябинский городской электрический транспорт» (ЧелябГЭТ) к концу 2020 отметилось чистым убытком в 66,1 млн, МУП «Служба организации движения» (соучредитель ОГТ и ЧелябГЭТ) за аналогичный период продемонстрировало убыток в 12,4 млн.

Для понимания ситуации необходимо отметить, что ОГТ и «ЧелябГЭТ» создавались мэрией Челябинска взамен обанкротившимся МУПам «ЧАТ» и «ЧелябГЭТ». Последние были признаны несостоятельными, и по обязательствам ЧАТ администрация была привлечена к субсидиарной ответственности на сумму порядка полумиллиарда, а по ЧелябГЭТ субсидиарка составила более 1 млрд.

Кроме того, как указывали эксперты, политика мэрии, к прочему, привела к тому, что бюджету были предъявлены дополнительные претензии на сотни миллионов рублей.

Обернулось создание новых предприятий и постоянными нарушениями, которые, в частности, вскрывались контрольно-счетной палатой (КСП) области и выливались в уголовные дела.

Одна из проверок КСП показала, что ОГТ систематически не исполнялись условия муниципальных контрактов, заключенных с управлением транспорта. Как указали ревизоры, на маршрутах регулярно эксплуатировалось менее половины автобусов, предусмотренных контрактами.

Также представители контрольно-счетной палаты в документах подчеркнули, что в нарушение ряда статей ГК РФ после окончания срока аренды 343 автобусов, из которых 66 газомоторных, и приобретались за сотни миллионов рублей бюджета, в муниципальную казну города транспорт возвращен не был.

Как выяснилось, ОГТ вынуждено было через суд заставлять КУИиЗО принять технику. Чиновники же отказывались, ссылаясь на экспертизу, показавшую, что транспортные средства находятся в неисправном состоянии.

«Неисполнение условий договоров, заключенных с КУИиЗО, в части оплаты аренды муниципального имущества и сроков возврата в казну города повлекло за собой недополучение бюджетом доходов на общую сумму 19,6 млн рублей (задолженность по арендной плате – 7,3 млн, упущенная возможность получения арендной платы – 12,3 млн). Не приняты меры по обеспечению сохранности полученного по договорам аренды муниципального имущества, в результате чего 201 автобус разукомплектован, их восстановление согласно технической экспертизе <…> экономически нецелесообразно. Неэффективно использованы средства на общую сумму 6,6 млн», – следует из представления контрольно-счетной палаты.

Наталья Котова и Алексей Текслер

Фото: Наиль Фаттахов / Znak.com

Отметим, что ОГТ уже пыталось оспорить представление, но разбирательства в суде проиграло. Сейчас организацией подана апелляционная жалоба.

«Все эти дыры – аренда, убытки – все надо покрывать, и единственный источник – это бюджет, который, кажется, просто разбазаривается чиновниками администрации Натальи Котовой», – заключает собеседник издания серди депутатов. Между тем негативная динамика развивается на фоне переноса транспортной реформы, анонсированной в свое время губернатором Челябинской области Алексеем Текслером.

«По сути, реформа стоит, несмотря на слабые потуги Минтранса. Не удивлюсь, если найдутся причины еще ее перенести. Подвис вопрос и с концессией. В целом, причина понятна, сейчас на транспорт тратят сотни миллионов, а в рамках концессии придется – миллиарды. А все главные чиновники у нас временщики, им это незачем», – заключает собеседник издания.

Добавим, что согласно новому исследованию, опубликованному аналитиками компании Simetra, специализирующейся на выполнении проектов и научных исследований в области транспортного планирования, Челябинск потерял шесть позиций в рейтинге качества общественного транспорта, заняв 17-е место.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: Андрей Ткаченко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда о компаниях
Правда жизни