Согласно еженедельному мониторингу цен на нефтепродукты, проводимому ФАС РФ, в УрФО в январе наблюдается постепенный рост стоимости АИ-92 и АИ-95, а также дизельного топлива.
Так, например, в Курганской области за неделю с 13 по 19 января ОАО «НК «Роснефть» подняло цены на АИ-92 на 33 коп. за литр, на АИ-95 – на 20 коп. за литр, который в итоге достиг 30,8 руб. Зимнее дизельное топливо подорожало на 40 коп., и его цена достигла 34,2 руб. за литр. Однако, в ЯНАО за предпоследнюю неделю января АИ-95, отпускаемый госкомпанией, подешевел на 50 коп., и его цена установилась на уровне 36,4 руб. за литр.
Но несмотря на это единичное по статистике снижение, цена за литр бензина в ЯНАО остается самой высокой по сравнению с литром бензина такого же сорта в других регионах федерального округа. В течение января, например, у ОАО «Газпромнефть-Урал» в ЯНАО цена на АИ-92 закрепилась на отметке 32,15 руб. за литр, в то время как в других регионах его стоимость была меньше сразу на несколько рублей: в Свердловской области – 28,73 руб., в Тюменской – 29 руб.
Примечательно, что данные, предоставленные ФАС отдельно по регионам и ценам, установленным отдельными компаниями, значительно меньше среднего уровня цены на бензин и дизтопливо, предоставленного в отчетах регионального УФАС. Получилось, что УФАС по ЯНАО предоставил «Правде УРФО» данные на 27 января, согласно которым максимальная цена за АИ-92 закрепилась на отметке 43,90 руб., АИ-95 – 44,5 руб., а дизтопливо – 41 руб. за 1 литр.
Как пояснили в УФАС по ЯНАО, за год цена на АИ-92 в целом по округу за год выросла на 8,69% или на 2,78 руб. за литр. Цена на АИ-95 за этот же период выросла на 10,11%, в натуральном выражении на 3,25 руб. Больше всего цена скакнула на солярку – на 15,5% или 4,96 руб. по сравнению с прошлогодними показателями.
Самый большой рост среди показателей в регионах УрФО продемонстрировал АИ-92 у «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта» в Свердловской области. За неделю с 13 по 19 января литр на АЗС компании подорожал на 1 рубль – до 29,45 руб. На Среднем Урале у «ЛУКОЙЛа» произошел максимальный в округе рост цены на зимнее дизельное топливо: на 67 коп. до 32,52 руб. за литр.
В региональных УФАС подчеркивают, что подобный мониторинг проводится еженедельно, и на данный момент нарушения антимонопольного законодательства не выявлено. В ведомствах рост цен на бензин связывают с повышением акцизов на нефтепродукты и прогнозируют пропорциональный этому рост на топливо.
«Правда УРФО» направила официальные запросы в ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпромнефть-Урал» и ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» с просьбой прокомментировать ценовую политику на территории УрФО в январе 2014 года. Однако к моменту сдачи материала ответа не последовало.
Эксперты видят причину роста цен на бензин в возможном возникновении дефицита топлива на внутреннем рынке. По словам содиректора аналитического отдела «Инвесткафе» Григория Бирга, это может произойти, даже несмотря на рост объемов добычи нефти и газового конденсата.
«Этот показатель за январь 2014 года увеличился на 1,6%, также относительно аналогичного периода 2013 года вырос объем выпуска автомобильного бензина на 1,2% за 3 недели с 6 по 27 января этого года», – объяснил он. Однако этот рост объемов добычи не повлиял на снижение цены. Всему виной более выгодные условия по продаже бензина за границей, чем в России.
«Одновременное снижение пошлин на экспорт и повышение налога на добычу полезных ископаемых привело к тому, что компаниям стало выгоднее экспортировать топливо, нежели поставлять на внутренний рынок. В то же самое время рост цены может быть попросту результатом снижения цен в конце года», – прокомментировал ситуацию Бирг. Эксперт уверен, что в 2014 году темпы роста цен на бензин будут не выше уровня инфляции, что приведет к удорожанию нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке. Но он также видит в таком изменении ценовой политики и плюсы.
«Учитывая то, что для борьбы с дефицитом правительство может обязать вертикально-интегрированные нефтяные компании поставлять на внутренний рынок определенные объемы, то недополученную прибыль компании будут компенсировать за счет российских граждан, – полагает аналитик. – Между тем, это может свести вероятность дефицита топлива к минимуму».
Начальник аналитического управления УК «Арсагера» Артем Абалов, продолжая мысль о преимуществах продажи топлива за рубеж, рассказал, что еще в 2011 году в попытке сдержать рост цен на бензин власти ввели заградительные экспортные пошлины на бензины в размере 90% от ставки пошлины на нефть.
«Предполагалось, что это наполнит внутренний рынок бензина, цены на который демонстрировали тенденцию к скачкообразному росту. Параллельно с этим нефтяным компаниям смягчили налоговое бремя в обмен на крупные инвестиции в расширение и модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей. Свой вклад внес и увеличившийся ввоз белорусского бензина», – вспоминает практику эксперт. По словам Абалова, эффект от этих мер способствовал наполнению внутреннего рынка, и именно из-за этого компаниям стало выгодно вывозить бензин за рубеж.
«Статистика прошлого года свидетельствует о значительных темпах роста экспорта. Начало года подтверждает эту тенденцию. Видимо, можно говорить о том, что даже в рамках действия пошлин начал происходить перекос экспортного паритета. Вряд ли можно говорить о дефиците бензина, скорее, это повод задуматься об изменении системы налогообложения нефтяной отрасли в целом и реализации нефтепродуктов в частности», – подытожил он.
Впрочем, по оценке самих антимонопольщиков, стоимость ГСМ к концу года в среднем увеличится в УрФО еще на десятую часть.
«Учитывая 5-6% инфляцию, которую официально прогнозирует правительство РФ, а также 4-5% рост акцизов в течение 2014 года, получим, что средние розничные цены на ГСМ на Ямале также возрастут примерно на 10%», – предположил руководитель Ямало-Ненецкого УФАС России Олег Печерин.
По прогнозам антимонопольщиков, к концу 2014 года АИ-92 будет продаваться на АЗС компаний в среднем 38,3 руб. за 1 литр, АИ-95 – 39,50 руб., дизтопливо – 40,60 руб.
Изучая данные, полученные из ХМАО-Югры и Челябинской области, региональные антимонопольщики говорят о стабильной ценовой политике продавцов топлива и особых скачков в ценообразовании не выделяют.
«Правда УРФО» следит за развитием ситуации на рынке ГСМ.
1 комментарий к “«ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» рекордно «взвинтил» цены на топливо по УрФО”
Лукойл уроды конечно с такой ценовой политикой каждый день цены растут. Когда вы уже наедитесь то наконец???