«ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» рекордно «взвинтил» цены на топливо по УрФО

Нефтяные компании компенсируют повышение НДПИ ценами на ГСМ

Первый месяц 2014 года принес в УрФО подорожание цен на бензин и дизельное топливо. В отдельных регионах максимальная стоимость литра АИ-95 достигла в конце января 44,5 руб. за литр. Эксперты связывают эти изменения с ростом акциза, с возможным дефицитом продукта на внутреннем рынке, а также переориентацией бизнеса нефтяных компаний на экспорт из-за повышения в РФ налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате, недополученную прибыль на внутреннем рынке компании, скорее всего, косвенно заставят компенсировать потребителей за счет повышения цен на топливо, что несомненно по цепочке скажется на стоимости товаров всех групп. Представители УФАС прогнозируют средний рост цен на ГСМ по УрФО к концу 2014 года на 10%.

Согласно еженедельному мониторингу цен на нефтепродукты, проводимому ФАС РФ, в УрФО в январе наблюдается постепенный рост стоимости АИ-92 и АИ-95, а также дизельного топлива.

Так, например, в Курганской области за неделю с 13 по 19 января ОАО «НК «Роснефть» подняло цены на АИ-92 на 33 коп. за литр, на АИ-95 – на 20 коп. за литр, который в итоге достиг 30,8 руб. Зимнее дизельное топливо подорожало на 40 коп., и его цена достигла 34,2 руб. за литр. Однако, в ЯНАО за предпоследнюю неделю января АИ-95, отпускаемый госкомпанией, подешевел на 50 коп., и его цена установилась на уровне 36,4 руб. за литр.

Но несмотря на это единичное по статистике снижение, цена за литр бензина в ЯНАО остается самой высокой по сравнению с литром бензина такого же сорта в других регионах федерального округа. В течение января, например, у ОАО «Газпромнефть-Урал» в ЯНАО цена на АИ-92 закрепилась на отметке 32,15 руб. за литр, в то время как в других регионах его стоимость была меньше сразу на несколько рублей: в Свердловской области – 28,73 руб., в Тюменской – 29 руб.

Примечательно, что данные, предоставленные ФАС отдельно по регионам и ценам, установленным отдельными компаниями, значительно меньше среднего уровня цены на бензин и дизтопливо, предоставленного в отчетах регионального УФАС. Получилось, что УФАС по ЯНАО предоставил «Правде УРФО» данные на 27 января, согласно которым максимальная цена за АИ-92 закрепилась на отметке 43,90 руб., АИ-95 – 44,5 руб., а дизтопливо – 41 руб. за 1 литр.

Как пояснили в УФАС по ЯНАО, за год цена на АИ-92 в целом по округу за год выросла на 8,69% или на 2,78 руб. за литр. Цена на АИ-95 за этот же период выросла на 10,11%, в натуральном выражении на 3,25 руб. Больше всего цена скакнула на солярку – на 15,5% или 4,96 руб. по сравнению с прошлогодними показателями.

Самый большой рост среди показателей в регионах УрФО продемонстрировал АИ-92 у «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта» в Свердловской области. За неделю с 13 по 19 января литр на АЗС компании подорожал на 1 рубль – до 29,45 руб. На Среднем Урале у «ЛУКОЙЛа» произошел максимальный в округе рост цены на зимнее дизельное топливо: на 67 коп. до 32,52 руб. за литр.

В региональных УФАС подчеркивают, что подобный мониторинг проводится еженедельно, и на данный момент нарушения антимонопольного законодательства не выявлено. В ведомствах рост цен на бензин связывают с повышением акцизов на нефтепродукты и прогнозируют пропорциональный этому рост на топливо.

«Правда УРФО» направила официальные запросы в ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпромнефть-Урал» и ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» с просьбой прокомментировать ценовую политику на территории УрФО в январе 2014 года. Однако к моменту сдачи материала ответа не последовало. 

Эксперты видят причину роста цен на бензин в возможном возникновении дефицита топлива на внутреннем рынке. По словам содиректора аналитического отдела «Инвесткафе» Григория Бирга, это может произойти, даже несмотря на рост объемов добычи нефти и газового конденсата.

«Этот показатель за январь 2014 года увеличился на 1,6%, также относительно аналогичного периода 2013 года вырос объем выпуска автомобильного бензина на 1,2% за 3 недели с 6 по 27 января этого года», – объяснил он. Однако этот рост объемов добычи не повлиял на снижение цены. Всему виной более выгодные условия по продаже бензина за границей, чем в России.

«Одновременное снижение пошлин на экспорт и повышение налога на добычу полезных ископаемых привело к тому, что компаниям стало выгоднее экспортировать топливо, нежели поставлять на внутренний рынок. В то же самое время рост цены может быть попросту результатом снижения цен в конце года», – прокомментировал ситуацию Бирг. Эксперт уверен, что в 2014 году темпы роста цен на бензин будут не выше уровня инфляции, что приведет к удорожанию нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке. Но он также видит в таком изменении ценовой политики и плюсы.

«Учитывая то, что для борьбы с дефицитом правительство может обязать вертикально-интегрированные нефтяные компании поставлять на внутренний рынок определенные объемы, то недополученную прибыль компании будут компенсировать за счет российских граждан, – полагает аналитик. – Между тем, это может свести вероятность дефицита топлива к минимуму».

Начальник аналитического управления УК «Арсагера» Артем Абалов, продолжая мысль о преимуществах продажи топлива за рубеж, рассказал, что еще в 2011 году в попытке сдержать рост цен на бензин власти ввели заградительные экспортные пошлины на бензины в размере 90% от ставки пошлины на нефть.

«Предполагалось, что это наполнит внутренний рынок бензина, цены на который демонстрировали тенденцию к скачкообразному росту. Параллельно с этим нефтяным компаниям смягчили налоговое бремя в обмен на крупные инвестиции в расширение и модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей. Свой вклад внес и увеличившийся ввоз белорусского бензина», – вспоминает практику эксперт. По словам Абалова, эффект от этих мер способствовал наполнению внутреннего рынка, и именно из-за этого компаниям стало выгодно вывозить бензин за рубеж.

«Статистика прошлого года свидетельствует о значительных темпах роста экспорта. Начало года подтверждает эту тенденцию. Видимо, можно говорить о том, что даже в рамках действия пошлин начал происходить перекос экспортного паритета. Вряд ли можно говорить о дефиците бензина, скорее, это повод задуматься об изменении системы налогообложения нефтяной отрасли в целом и реализации нефтепродуктов в частности», – подытожил он.

Впрочем, по оценке самих антимонопольщиков, стоимость ГСМ к концу года в среднем увеличится в УрФО еще на десятую часть.

«Учитывая 5-6% инфляцию, которую официально прогнозирует правительство РФ, а также 4-5% рост акцизов в течение 2014 года, получим, что средние розничные цены на ГСМ на Ямале также возрастут примерно на 10%», – предположил руководитель Ямало-Ненецкого УФАС России Олег Печерин.

По прогнозам антимонопольщиков, к концу 2014 года АИ-92 будет продаваться на АЗС компаний в среднем 38,3 руб. за 1 литр, АИ-95 – 39,50 руб., дизтопливо – 40,60 руб.

Изучая данные, полученные из ХМАО-Югры и Челябинской области, региональные антимонопольщики говорят о стабильной ценовой политике продавцов топлива и особых скачков в ценообразовании не выделяют.

«Правда УРФО» следит за развитием ситуации на рынке ГСМ.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

1 комментарий к “«ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» рекордно «взвинтил» цены на топливо по УрФО”

  1. Василий Гуськов

    Лукойл уроды конечно с такой ценовой политикой каждый день цены растут. Когда вы уже наедитесь то наконец???

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни