Поставщик требовал $3,5 млн (около 260 млн рублей), которые завод из Свердловской области не заплатил за металл, отгруженный в 2018-2019 годах.
Как выяснило издание, последний платеж за алюминий был сделан в феврале 2020 года. После этого КУМЗ стал игнорировать требования о выплате долга в 3 млн рублей, который не оспаривают юристы предприятия. Еще $500 тыс. ЕРГ требовал в качестве неустойки. Суды двух инстанций сочли требования обоснованными, но сократили размер неустойки до $125 тыс. Теперь металлургическому заводу придется заплатить бывшему контрагенту 228 млн рублей при действующем курсе доллара.
Помимо основных финансовых проблем и исполнительных листов на основании решений судов, КУМЗ в оперативном режиме вынужден изыскивать средства на восстановление работоспособности основного производственного оборудования. Как сообщала «Правда УрФО», в сентябре в ходе пожара в прокатном цехе №2 сгорел стан горячей прокатки [2]. В комментариях представители завода сообщали, что речь идет о старом оборудовании, выпущенном в 1944 году. Однако, по информации осведомленного источника из числа специалистов завода, в 2008 году была проведена реконструкция стана «Кварто» стоимостью около 25 млн долларов.
«Этот стан на заводе называют «кормильцем». Сгорел он основательно. На его восстановление, по оценке специалистов, потребуется не менее 5 млн долларов США и полгода напряженной работы, к которой пока не приступали», – делится собственным суждением сотрудник ИТР.
В настоящее время есть проблемы и с получившим статус приоритетного для Свердловской области проекта «Прокатный комплекс», в строительство которого, по информации КУМЗа, было вложено около 45 млрд рублей.
Вместе с тем бизнесмен заявил, что завод неоднократно «обращался в Правительство РФ с просьбой предоставить государственную поддержку проекту «Прокатный комплекс» в форме субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, однако на все обращения были получены отказы». В связи с этим бизнесмен просил президента РФ дать поручение правительству рассмотреть вопрос возмещения затрат компании.
Кроме того, в нарушение антимонопольного законодательства Вексельберг пытался загрузить недостроенный комплекс заказами. В письме он просит «обеспечить заключение долгосрочных контрактов с предприятиями «Объединенной авиастроительной корпорации» и другими предприятиями ОПК на поставку производимых на новом прокатном комплексе КУМЗа широких листов и плит из алюминиевых сплавов».
Хоть письмо и было переадресовано Дмитрию Медведеву с припиской «рассмотреть варианты поддержки», о постоянном партнерстве с государственными заказчиками КУМЗу, вероятно, договориться не удалось.
Источник «Правды УрФО», знакомый с текущим положением дел на предприятии, напомнил: в ходе множества презентаций этого проекта менеджмент КУМЗа заверял, что с запуском увеличат объем производства авиационных плит и листов до 166 тыс. тонн.
«Обещали, что портфель заказов вырастет в 3,5 раза. Но по факту на проектную мощность предприятие так и не вышло. Насколько могу судить, комплекс имеет массу проблем: станы не загружены металлом и простаивают, оборудование работает с перебоями, нет дорогостоящих комплектующих», – рассуждает собеседник издания.
Прокатный комплекс
Фото пресс-службы КУМЗа
Специалисты также напоминают и про «вопиющий случай, который произошел с первой очередью «Прокатного комплекса». Хотя официально эти сведения в сводках не проходили, но некоторая информация в СМИ все же просачивалась.
«Правда УрФО» направила на предприятие официальный запрос с просьбой прокомментировать описанные в статье события, однако пресс-служба КУМЗа в оперативном режиме не предоставила ответов на вопросы, заявив, что работает над информацией.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Фото превью Евгения Разумного, «Ведомости»