Рассматривая многомиллионные сделки, фискалы пришли к выводу об аффилированности структур и, вероятно, намеренном сокращении активов некогда главного дорожного подрядчика Южного Урала. Так, в заявлении УФНС по Челябинской области указывается, что в период заключения договоров «Южуралавтобаном» руководили Александр Зырянов (врио директора с 22 января 2016 по 24 мая того же года) и Михаил Курлыгин (с 25 мая 2016 по август 2018). Примечательно, что Зырянов, к прочему, с февраля 2016 года стал директором того самого «ТехноПарка», которому уходило имущество.
«Таким образом, руководитель ООО «ТехноПарк» Зырянов (он же являлся руководителем ЗАО «Южуралавтобан»), зная о проведении выездной налоговой проверки и предвидя доначисление значительной суммы налогов, осознано и намеренно участвовал в сделках по выводу имущества на сумму 459,7 млн рублей в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов. Поскольку должник и «ТехноПарк» являлись аффилированными лицами, второй стороне по сделкам (ООО «ТехноПарк») было известно о том, какую цель преследовало ЗАО «Южуралавтобан», заключая указанные договоры», – выдвинули свою версию событий в УФНС по Челябинской области.
Не менее интересные суждения были сформулированы налоговой по итогам изучения движения средств между компаниями. «Оплата ООО «ТехноПарк» по договорам купли-продажи объектов движимого и недвижимого имущества «Южуралавтобана» произведена фактически денежными средствами, поступившими от «Южуралмоста», – говорится в заявлении налоговой.
Отметим, согласно данным ЕГРЮЛ, учредителем АО «Южуралмост» числилось ЗАО «Южуралавтобан». К прочему, и этой компанией успел поруководить вышеупомянутый Александр Зырянов.
«10 и 18 мая на расчетный счет «ТехноПарка» поступили денежные средства от «Южуралмоста» в размере 140 млн и 50 млн с назначением платежа «Предоставление займа». ООО «ТехноПарк» перечислило 19 мая в адрес ЗАО «Южуралавтобан» денежные средства на общую сумму 216,87 млн рублей. При анализе расчетного счета ЗАО установлено, что поступившие средства от «ТехноПарка» 19 мая перечислены на счет АО «Амарант» в размере 200 млн рублей с назначением платежа «дивиденды», – описывают кочевание средств между компаниями в налоговой.
По мнению фискалов, между компаниями была проведена целая череда подобных транзакций объемом в сотни миллионов рублей. «ТехноПарк» за период с мая по ноябрь 2016 года получены средства от «Южуралмоста» в размере 750,3 млн рублей, в том числе в качестве займов на общую сумму 249,5 млн рублей, и по договорам аренды в размере 347,6 млн рублей. На расчетный счет ЗАО «Южуралавтобан» ООО «ТехноПарк» перечислено средств в размере 555,09 млн рублей», – заявили суду представители налогового органа.
Была вскрыта и крайне сомнительная история с выплатой дивидендов. Так, по данным ФНС, ссылающейся на выписку банка о движении средств по расчетному счету «ТехноПарка», из поступивших средств от «Южуралмоста» была произведена выплата дивидендов на общую сумму в 60,9 млн рублей за второй квартал 2016 года.
«Овчинникову Константину Юрьевичу в размере 7,6 млн рублей, Вильшенко Сергею Геннадьевичу в размере 45,6 млн рублей, Башаеву Алексею Валерьевичу в размере 7,6 млн рублей. При этом Вильшенко Сергей Геннадьевич стал учредителем ООО «ТехноПарк» только 02.06.2016, а Овчинников и Башаев стали учредителями 30.09.2016 и отношения ко 2 кварталу не имели», – подчеркивается в заявлении УФНС в арбитраж.
Указанные фамилии представляют особый интерес, поскольку, например, Сергея Вильшенко ряд участников рынка считают основным бенефициаром ЗАО «Южуралавтобан». «Вильшенко в целом – очень интересный персонаж. Сын первого секретаря горкома КПСС, а позднее руководителя отделения ФСБ по Златоусту. Занимался дорогами, а затем успел поработать коммерческим директором ТД «РЖД», и также попал в серию конфликтов», – описывает свое видение собеседник издания.
Константин Овчинников также плотно связан с дорожной отраслью – в период работы губернатором Челябинской области Михаила Юревича Овчинников возглавлял областное государственное казенное учреждение «Челябинскавтодор». Примечательно, что именно эта госструктура осуществляла технический и строительный контроль, а также приемку работ, которые выполнял «Южуралавтобан». Алексей Башаев, согласно данным системы «Контур.Фокус», в свою очередь, числился участником ряда дорожных структур.
Подчеркнем, что «Южуралавтобан» длительное время был центральным игроком на рынке ремонта и обслуживания дорог в Челябинской области, заняв особую роль в «дорожной революции» экс-губернатора Михаила Юревича. После в 2017 году, как подробно сообщала «Правда УрФО», разразился масштабный скандал с доначислением ЗАО более миллиарда налогов. Фискалы, в частности, выявили, что сотни миллионов рублей, полученных «Южуралавтобаном» из бюджета на дороги в Челябинской области, в конечном итоге выводились за рубеж.
К прочему, в отношении Михаила Юревича было возбуждено новое уголовное дело. По версии следствия, экс-глава региона в период с января 2011 по январь 2014 года получил от предпринимателей взятку в размере не менее 3,4 млрд рублей. Обсуждалось, что «подношения» были связаны именно с дорожной отраслью. В 2018 году этот конфликт уже коснулся депутата Госдумы Вадима Белоусова. Парламентарий был лишен неприкосновенности, следователи также связывали его с получением многомиллиардной взятки.
Сам депутат своей вины не признавал, а на вопрос екатеринбургских журналистов, кто, по его мнению, похищал деньги, ответил: «Вильшенко такой есть. Он сбежал за границу, сейчас в Лондоне. На него еще одно уголовное дело есть о хищении на карьерах. Еще его родственник – брат жены. Другой – его друг. Вот три человека».
Между тем сам «Южуралавтобан» успел уйти в банкротство, в рамках которого сейчас ФНС и пытается оспорить сделки компании с ООО «ТехноПарк». Решение по заявлению фискалов еще не вынесено, но уже очевидно, что на этих операциях претензии госоргана к дорожникам продолжатся.
При этом, со слов наблюдателей, в историях вокруг Дубровского также фигурировала, например, компания «Амарант». «Насколько я помню, «Амарант», судя по всему, бывший совладельцем «Южуралавтобана», также в 2017 числился среди участников ООО «Центр коммунального Сервиса». Между тем до этого доли в ЦКС были у ООО «Синай», возглавляемого Дубровским Александром Борисовичем», – описывает обсуждаемые в Челябинске вопросы собеседник издания.
В марте текущего года Борис Дубровский подал в отставку. На его место пришел Алексей Текслер, одним из первых кадровых решений которого стало увольнение главы Министерства дорожного хозяйства и транспорта региона Дмитрия Микулика, к чьему ведомству возникли вопросы у ФАС. Впоследствии Текслер дал четко понять и чиновникам, и дорожникам, что монополизация рынка «Южуралмостом» закончена.
Алексей Текслер во время объезда объектов дорожного строительства
Фото: gubernator74.ru
Как отмечают собеседники издания, несмотря на смену двух губернаторов, уголовные дела и проверки ФНС и ФАС, конфликты вокруг дорожных структур, вероятно, будут иметь продолжение.
Уточним, ранее московский суд приговорил троих обвиняемых в растрате средств нерудной компании к лишению свободы на срок до 6,5 года колонии общего режима. В частности, приговор был вынесен в отношении Екатерины Краснихиной, которая ранее числилась руководителем компании «Амарант», связанной с «Южуралавтобаном».
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Фото превью: Валерий Звонарев