ФАС привлекли к разделу мусорного бизнеса в ХМАО. Монопольным регоператором по обращению с ТКО планирует стать актив Фонда развития Югры

Организация торгов попала в зону внимания надзоров

Реализация федерального проекта по определению регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в ХМАО оказалась в повестке Центрального аппарата ФАС РФ. Антимонопольная служба изучает обстоятельства проведения конкурса по выбору компании, которая в ближайшие 10 лет будет контролировать мусорный рынок в автономном округе. Фигурантами развивающегося конфликта, уже вышедшего на федеральный уровень, стали Департамент промышленности Югры и подконтрольное региональному Фонду развития АО «Югра-Экология». Правительственную структуру заподозрили в создании неконкурентных условий при организации торгов на определение регоператора. В числе возможных нарушений источники издания называют появление критерия обеспечения, отсутствие необходимой лицензии, а также возможное преждевременное подписание контракта с победителем конкурса. Открыто критику результатов «торгов» уже озвучили участники рынка, выказав недовольство тем, что в столь непростой отрасли оказался игрок с 5-тимесячной историей существования. Инсайдеры сходятся во мнении, что недавнее появление компании на рынке автономного округа связано с возможными бизнес-интересами замгубернатора Югры Алексея Забозлаева. Между тем наблюдатели не исключают, что в ситуацию может вмешаться первый заместитель главы региона Геннадий Бухтин, который изначально являлся куратором проекта и «наверняка чувствует риски исполнения». Впрочем, за развитием событий уже пристально наблюдает и прокуратура ХМАО, а предмет интереса – более 21 млрд рублей.

Выбор регионального оператора по обращению с ТКО в ХМАО-Югре обернулся крупным конфликтом, уже вышедший на федеральный уровень. Сразу после опубликования результатов торгов, в которых победителем стало неизвестное на рынке АО «Югра-Экология», несколько участников конкурсной процедуры подали жалобы в ФАС РФ.

Суть претензий – создание неконкурентных условий при проведении торгов на определение регоператора в автономном округе. В ходе первых заседаний антимонопольная служба отказала в удовлетворении жалобы ООО «Партер», однако приняла во внимание доводы ООО «Компания «Рифей». Как сообщили изданию в ФАС, жалоба общества частично удовлетворена, правда, подробности не уточнили.

Фото: nbpo.ru

Между тем сегодня участники рынка полагают, что одним из главных обоснований для жалобы, скорее всего, стал критерий обеспеченности, по которому АО «Югра-Экология» набрало 40 баллов, обогнав по этому показателю других участников конкурса. В частности, данный пункт требовал от потенциального партнера правительства Югры владения объектами по обработке, обезвреживанию или захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора на праве собственности или иных законных основаниях или наличие обязательства по завершению строительства или модернизации таких объектов не позднее чем через 3 года со дня опубликования документации об отборе регоператора.

Это позицию смогла обеспечить только «Югра-Экология». Согласно официальному ответу Росприроднадзора по ХМАО-Югре, «…местами осуществления лицензируемых видов деятельности общества являются полигон утилизации бытовых отходов в поселке Андра (Октябрьский район), полигон по переработке твердых бытовых отходов в поселке Октябрьское и полигон твердых бытовых отходов в поселке Кышик Ханты-Мансийского района. Указанные объекты находятся в субаренде АО «Югра-Экология».

«По сути, нарушено федеральное законодательство, в котором установлено, что два лица не могут на объекте осуществлять идентичную деятельность. Однако это не противоречит конкурсной документации и положению о лицензировании. В результате получилась вполне жизненная ситуация: по закону нельзя, но если очень хочется, то можно. Но если смотреть дальше, то сегодня можно предположить, кто будет операторами у регоператора.

Таким образом, собственники полигонов застолбили место в качестве подрядной организации, которая будет оказывать услуги по транспортированию и размещению отходов у себя на полигоне. К примеру, ЖЭК-3 в Ханты-Мансийском районе, владеющий полигоном в Кышике,– единственное предприятие в муниципалитете, у кого есть точки размещения отходов, внесенные в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО)», – обрисовывает ситуацию один из наблюдателей развивающегося конфликта.

Не меньший интерес у представителей экологического сообщества вызвала лицензия «Югра-Экологии», выданная региональным управлением накануне – 22 февраля 2018 года. По информации Росприроднадзора, лицензируемыми видами деятельности являются сбор и размещение отходов IV класса опасности.

«Лицензия представлена на 9 видов отходов, из которых два вида относятся к группе «отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению», три вида относятся к группе «отходы строительства зданий, сооружений», три вида относятся к группе «отходы обрабатывающих производств» и один вид – «изделия из кожи, утратившие потребительские свойства», – пишет в официальном ответе изданию и.о. руководителя управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре Вадим Скворцов.

Примечательно, что в приложении к приказу Департамента промышленности ХМАО-Югры от 09.02.2018 №38-П-28 в пункте 2 части 2 «Требований к участникам конкурса» вынесено обязательное «наличие действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено документацией об отборе».

«Другими словами, данную компанию вообще не должны были допустить к участию в торгах ввиду отсутствия требуемой лицензии. Однако в конкурсной документации предусмотрено лишь наличие лицензии на работу с отходами IV-V класса опасности. В то время как в территориальной схеме по обращению с отходами есть и другие их виды, например, ртуть, относящаяся к первому классу», – озвучивает нестыковки источник издания, знакомый с ситуацией.

Впрочем, одним из грубейших нарушений, по мнению собеседников, может стать факт подписания контракта с АО «Югра-Экология» сразу по завершению торгов. По словам экспертов отрасли, документ еще не скреплен печатями, однако компетентные источники, близкие к региональному правительству, сообщают, что контракт уже обрел юридическую силу. В числе интересантов визирования участники рынка напрямую называют заместителя губернатора ХМАО-Югры Алексея Забозлаева. Источник «Правды УрФО» в правительстве региона эту версию отрицать не стал, но, впрочем, оставил без комментария.

«По закону после объявления победителей торгов должно пройти 10 дней до подписания контракта. Это время дается на обжалование решения. Есть предположение, что кураторы проекта не стали дожидаться установленных законом сроков. При этом появилась информация, будто представители «Югра-Экологии» на этом основании начали вести переговоры с участниками рынка для заключения подрядных договоров», – рассказывает один из членов промышленного форума в Югре, где и был назван регоператор.

Замгубернатора ХМАО-Югры Алексей Забозлаев

Напомним, информация о том, что «Югра-Экология» стала победителем конкурса, опубликована на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов 9 апреля. Компания получила на 10 лет контроль над южной территорией автономного округа. В нее вошли Пыть-Ях, Нефтеюганский район, Нефтеюганск, Кондинский район, Урай, Нягань, Ханты-Мансийский район, Ханты-Мансийск, Советский район, Югорск и Октябрьский район. Заявки на участие также подавали ООО «Коммунальник», ООО «Тюменское экологическое объединение», ООО «Компания «Рифей», ООО «Партнер».

Отметим, АО «Югра-Экология» создано 5 месяцев назад, 12 октября 2017 года. Учредителями компании являются Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (79,55%) и АО «Инвестиционная жилищная компания» (20,45%), подконтрольное, по данным ЕГРЮЛ, Департаменту имущественных отношений Тюменской области. Однако источники издания указывают, что в конце прошлого года Тюмень продала данное общество частным лицам. Основным видом экономической деятельности является «аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом». Также АО работает еще по 41 направлениям и не имеет ни одного филиала. Размер уставного капитала составляет 48 млн 888 тыс. 290 рублей.

Впрочем, участникам рынка пока не понятна зона деятельности и ответственности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории ХМАО-Югры. Напомним, одним из условий его работы было возведение в регионе 5 межмуниципальных полигонов ТБО – в Нягани, Сургуте, Нефтеюганске, а также Ханты-Мансийском и Нижневартовском районах. Однако в настоящее время строительство ни одного полигона так и не начато.

При этом, как указывают эксперты, самый ближайший срок, когда начнет работу первая очередь первого полигона – 2020 год. Действующие объекты в Ханты-Мансийске, Сургуте и Нефтеюганске практически переполнены. «Помимо развития конфликта с итогами торгов, сегодня стоит вопрос, чем вообще будет заниматься оператор в отсутствие объектов по размещению отходов? На какие цели будут направляться денежные средства, выделяемые в рамках договора между Департаментом промышленности и регоператорами? А как мы видим, сумма первого контракта немалая – свои услуги «Югра-Экология» оценила в 21,5 млрд рублей», – задаются вопросами экологи.

Открытое недовольство со стороны известных чиновников регионального правительства предпочтением, отданным компании, «не имеющей никакого опыта работы на рынке обращения с отходами», высказывают представители профессионального сообщества. По словам директора ООО «Сибирская экологическая компания» Олега Дюденко, на сегодня формируется мнение, что вся документация и процесс проведения торгов были сделаны на скорую руку.

«Для нас совершенно непонятно, как компания, которая работает на рынке всего 5 месяцев, может реализовывать такой масштабный экологический проект. У нее нет опыта, нет материально-технической базы. Отсутствие понимания ситуации на рынке приведет к тому, что все затраты впоследствии будет нести бюджет, раз в учредителях находится правительственный фонд, гарантирующий все риски. Например, в Курганской и Тюменской областях конкурс выиграли частные компании, у которых нет в собственниках госструктур. Получается, что установка федерального центра не участвовать государству там, где справляется бизнес, в нашем регионе не работает. Опыт показал, что полигоны, находящиеся в частных руках, всегда прибыльны, в отличие от тех, где собственниками, например, являются муниципалитеты. Скорее всего, свою прибыль они делают за счет повышения тарифа. Задумка разделить округ на северную и южную зону, конечно, была хорошей. Поставить двух регоператоров и сравнить, кто реально будет работать – частник или госактив… Однако есть мнение, что и северная территория также будет передана «Югра-Экологии», – делится мнением Дюденко.

Фото: ria.ru

Альтернативной точки зрения придерживаются в Народном фронте. Активно отслеживающий тему выбора регионального оператора и формирования территориальной схемы по обращению с отходами член регионального штаба ОНФ в Югре Евгений Печерица отмечает, что данные действия регионального правительства вполне понятны и объяснимы.

«Если смотреть на состав учредителей, то видны намерения властей отдать функции регоператора компании, которая будет находиться под прямым контролем Правительства Югры.Это нормальное, взвешенное решение. Поскольку властям необходимо понимать, как влиять на процессы и оперативно реагировать на все вызовы, которые, безусловно, будут возникать в ходе работы регионального оператора. Другой вопрос – сама процедура выбора регоператора. Законность этих действий, безусловно, определят компетентные органы. Сможет ли оператор выполнить условия, заложенные в терсхему? Это должно контролировать профильное ведомство, учитывая, что региональная схема обращения с отходами публично не согласована и не принята к утверждению. Этот вопрос необходимо решать сейчас, на берегу, чтобы потом не было никаких жалоб и недопонимания со стороны жителей региона», – считает Печерица.

Так или иначе, наблюдатели уверены, что конфликт получит новое развитие уже в краткосрочной перспективе. Во-первых, незакончены разбирательства в Федеральной антимонопольной службе, во-вторых, после 16 апреля должен быть определен в конкурсном отборе регоператор по северной зоне деятельности.

«Вполне вероятно, что и эти торги выиграет «Югра-Экология». Однако есть вариант, что в происходящие процессы вмешается первый заместитель губернатора Геннадий Бухтин, который вместе с Сергеем Пикуновым (глава Природнадзора Югры) изначально вел сам проект и формировал площадку для выхода на работу с региональным оператором. Не исключено, что речь может идти как о серьезном противостоянии с Забозлаевым в борьбе за финпотоки, так и о разделе рынка. В любом случае, события будут развиваться более чем стремительно, учитывая, что процессом уже заинтересовалась прокуратура ХМАО», – резюмирует собеседник издания, близкий к правительству Югры.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: zab.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

3 комментария к “ФАС привлекли к разделу мусорного бизнеса в ХМАО. Монопольным регоператором по обращению с ТКО планирует стать актив Фонда развития Югры”

  1. Сообразительный

    А что плохого в том, что гарантом деятельности Регионального оператора является власть?

  2. Василий Гуськов

    И типа Сидорова нигде нет? Раскройте глаза писатели! Фонд развития Югры — самим то не смешно

  3. Василий Гуськов

    Не ну в чем Забозлаева винить то? 21 ярд на распиле, а он в стороне? Да быть такого не может. Думаете Бухтин не запросит?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни