Судебные прения между партнерами возникли в ходе исполнения контракта на поставку низкопольных трехсекционных трамвайных вагонов по заказу правительства Москвы.
Производство «ПЕСА Быдгощ»
Фото: cfts.org.ua
Торги по контракту на поставку прошли еще в 2012 году, и цена была снижена с 9 до 8,46 млрд рублей. В первой версии контракта до 2015 года включительно предусматривалась поставка 120 низкопольных вагонов. Однако после изменения курса евро (в 2012 году он был 38-42 рубля) условия и сроки реализации контракта были пересмотрены.
В конце декабря 2016 года в рамках допсоглашения сроки поставок продлены до конца того же года, а количество вагонов сокращено до 70 штук. При этом цена контракта снизилась до 5,033 млрд рублей. Сведений о его неисполнении либо расторжении в системе госзакупок не содержится.
Условия контракта предусматривали рассмотрение спора между сторонами в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма, куда в 2018 году и обратилась польская фирма. «Рельсовые транспортные средства ПЕСА Быдгощ» указало на задолженность «Уралтрансмаша». По расчетам последнего общая сумма требований составила 55,227 млн евро, из которых 18,392 млн приходилось на неоплаченную стоимость трамвайных вагонов, остальное – на проценты и пени, начисленные в 2018-2020 годах.
В свою очередь, «Уралтрансмаш» попытался признать недействительным и неисполнимым положение договора о рассмотрении спора с партнером в международном арбитраже. Однако Арбитражный суд Свердловской области отказал компании. В настоящее время она подала кассацию на это решение.
Параллельно компания потребовала в свердловском арбитраже приостановить рассмотрение спора в международной инстанции, ссылаясь на приоритет рассмотрения спора российским судом при наличии соглашения между партнерами, «если оно оказывается неисполнимым по причине ограничительных мер, создающих препятствия в доступе к правосудию» (ч.4 ст.248 АПК РФ), а кроме того, в случае отказа иностранного партнера от исполнения решения российского суда взыскать с него 56 млн евро.
Чем обоснована сумма требований, в «Уралтрансмаше» в течение дня пояснить не смогли.
Компания также ссылается на санкции США, в рамках которых предусматривается блокировка зарубежных активов НПК «Уралвагонзавод», а также компаний, которыми корпорация владеет более чем на 50%. Кроме того, компания ссылается на санкции Швейцарской конфедерации, Лихтенштейна и Украины в отношении «Уралвагонзавода».
Все эти меры, по мнению представителей «Уралтрансмаша», приводят к невозможности даже оплатить судебные расходы в международном арбитраже и нанять иностранных юристов.
В ходе разбирательства тем не менее выяснилось, что компания полноценно участвует в арбитраже Торговой палаты Стокгольма, «назначила известного и уважаемого арбитра, представила множество процессуальных документов, имеет доступ к квалифицированной юридической помощи, в том числе получает консультации по Польскому праву». Кроме того, введенные ограничительные меры к сделке «Уралтрансмаша» и «Рельсовые транспортные средства ПЕСА Быдгощ» не относятся.
«В новой Конституции России был закреплен приоритет российского законодательства над международным. В результате чтобы исполнить решения международного суда, оно должно быть принято на территории РФ, его должен утвердить национальный суд. При этом в спорах с российскими компаниями европейские суды встают чаще всего на сторону иностранных производителей. С этой точки зрения отсрочка рассмотрения дела в международном суде обоснована – ни один российский суд не даст согласия на исполнение его решений. К тому же в России в этом году закончилось действие протокола о присоединении к Стокгольмскому арбитражу, пока нет решения о его продлении», – говорит заведующий адвокатской конторой «Магнат» Андрей Мелихов.
Отметим, взыскания средств по требованию польского производителя способны нанести серьезный финансовый удар по положению «Уралтрансмаша», несущему крупные убытки. Минувший год компания завершила с чистым убытком в 858,6 млн рублей. Непокрытый убыток прошлых лет составил 10,76 млрд рублей. При этом у компании имеются кредиты на 23,14 млрд рублей.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
1 комментарий к “Актив «Уралвагонзавода» рискует потерять 55 миллионов евро на сделке с польской PESA. «Уралтрансмаш» оттягивает спор в международном арбитраже”
Вот чего в Польшу поперлись, если свои мощности простаивают? Промышленных дизайнеров не хватает?