Актив «Уралвагонзавода» рискует потерять 55 миллионов евро на сделке с польской PESA. «Уралтрансмаш» оттягивает спор в международном арбитраже

Компания заявляет об убытках и негативном влиянии санкций

«Уральский завод транспортного машиностроения» после двух лет судебных тяжб не смог остановить судебное разбирательство в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма, грозящее потерей 55 млн евро. Финансовые претензии на эту сумму ей предъявил польский партнер АО «Рельсовые транспортные средства ПЕСА Быдгощ», вместе с которым очередная проблемная структура «Уралвагонзавода» намеревалась изготавливать низкопольные трамваи и поставлять их в Москву. Однако конечный заказчик в итоге расторг контракт, а финансовые риски легли на исполнителя, прописавшего в контракте с «ПЕСА» обязанность разбирательств в европейском арбитраже. В свердловском суде компания, ссылаясь на многочисленные санкции со стороны Евросоюза и США, указывала на невозможность судебных прений в международной инстанции. При этом даже проиграв дело, компания готова продолжать тяжбу – потеря крупной суммы серьезно ударит по финсостоянию предприятия, уже накопившего убытки в десяток миллиардов рублей. Впрочем, юристы указывают на плюсы в затягивании спора в связи с принятием новой Конституции РФ.

Подконтрольное НПК «Уралвагонзавод» АО «Уральский завод транспортного машиностроения» потребовало в кассационной инстанции отменить решение Арбитражного суда Свердловской области, отказавшего ему в остановке рассмотрения спора с АО «Рельсовые транспортные средства ПЕСА Быдгощ» (крупнейший польский холдинг по производству транспортных средств АО «ПЕСА Быдгощ»/PESA Bydgoszcz. – Прим. ред.).

Судебные прения между партнерами возникли в ходе исполнения контракта на поставку низкопольных трехсекционных трамвайных вагонов по заказу правительства Москвы.

Производство «ПЕСА Быдгощ»

Фото: cfts.org.ua

Торги по контракту на поставку прошли еще в 2012 году, и цена была снижена с 9 до 8,46 млрд рублей. В первой версии контракта до 2015 года включительно предусматривалась поставка 120 низкопольных вагонов. Однако после изменения курса евро (в 2012 году он был 38-42 рубля) условия и сроки реализации контракта были пересмотрены.

В конце декабря 2016 года в рамках допсоглашения сроки поставок продлены до конца того же года, а количество вагонов сокращено до 70 штук. При этом цена контракта снизилась до 5,033 млрд рублей. Сведений о его неисполнении либо расторжении в системе госзакупок не содержится.

Отметим, для «Уралтрансмаша» исполнение данного контракта фактически привело к очередным убыткам – это признавали ранее и на «Уралвагонзаводе». При оплате конечного покупателя в рублях совместная сборка с польским партнером осуществлялась по контракту в евро. После изменения изначально оговоренных объемов поставок «Рельсовые транспортные средства ПЕСА Быдгощ» предъявило финансовые претензии к партнеру.

Условия контракта предусматривали рассмотрение спора между сторонами в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма, куда в 2018 году и обратилась польская фирма. «Рельсовые транспортные средства ПЕСА Быдгощ» указало на задолженность «Уралтрансмаша». По расчетам последнего общая сумма требований составила 55,227 млн евро, из которых 18,392 млн приходилось на неоплаченную стоимость трамвайных вагонов, остальное – на проценты и пени, начисленные в 2018-2020 годах.

В свою очередь, «Уралтрансмаш» попытался признать недействительным и неисполнимым положение договора о рассмотрении спора с партнером в международном арбитраже. Однако Арбитражный суд Свердловской области отказал компании. В настоящее время она подала кассацию на это решение.

Параллельно компания потребовала в свердловском арбитраже приостановить рассмотрение спора в международной инстанции, ссылаясь на приоритет рассмотрения спора российским судом при наличии соглашения между партнерами, «если оно оказывается неисполнимым по причине ограничительных мер, создающих препятствия в доступе к правосудию» (ч.4 ст.248 АПК РФ), а кроме того, в случае отказа иностранного партнера от исполнения решения российского суда взыскать с него 56 млн евро.

Чем обоснована сумма требований, в «Уралтрансмаше» в течение дня пояснить не смогли.

К ограничительным мерам, по мнению представителей «Уралтрансмаша», относились введенные в 2014 году санкции Евросоюза против АО «НПК «Уралвагонзавод», ограничивающие действия с ценными бумагами, выпущенными после 12 сентября 2014 года, а также «продажу, поставку, перемещение или экспорт, напрямую или опосредованно, товаров и технологий двойного назначения любому физическому или юридическому лицу».

Компания также ссылается на санкции США, в рамках которых предусматривается блокировка зарубежных активов НПК «Уралвагонзавод», а также компаний, которыми корпорация владеет более чем на 50%. Кроме того, компания ссылается на санкции Швейцарской конфедерации, Лихтенштейна и Украины в отношении «Уралвагонзавода».

Все эти меры, по мнению представителей «Уралтрансмаша», приводят к невозможности даже оплатить судебные расходы в международном арбитраже и нанять иностранных юристов.

В ходе разбирательства тем не менее выяснилось, что компания полноценно участвует в арбитраже Торговой палаты Стокгольма, «назначила известного и уважаемого арбитра, представила множество процессуальных документов, имеет доступ к квалифицированной юридической помощи, в том числе получает консультации по Польскому праву». Кроме того, введенные ограничительные меры к сделке «Уралтрансмаша» и «Рельсовые транспортные средства ПЕСА Быдгощ» не относятся.

Свердловский арбитраж в итоге отказал истцу. «Уралтрансмаш» в настоящее время пытается оспорить решение и дошел до кассации. Рассмотрение ее в Арбитражном суде Уральского округа назначено на 11 января 2021 года. Впрочем, по мнению юристов, затягивание рассмотрения международного спора для «Уралтрансмаша» может все же принести свои плоды.

«В новой Конституции России был закреплен приоритет российского законодательства над международным. В результате чтобы исполнить решения международного суда, оно должно быть принято на территории РФ, его должен утвердить национальный суд. При этом в спорах с российскими компаниями европейские суды встают чаще всего на сторону иностранных производителей. С этой точки зрения отсрочка рассмотрения дела в международном суде обоснована – ни один российский суд не даст согласия на исполнение его решений. К тому же в России в этом году закончилось действие протокола о присоединении к Стокгольмскому арбитражу, пока нет решения о его продлении», – говорит заведующий адвокатской конторой «Магнат» Андрей Мелихов.

Отметим, взыскания средств по требованию польского производителя способны нанести серьезный финансовый удар по положению «Уралтрансмаша», несущему крупные убытки. Минувший год компания завершила с чистым убытком в 858,6 млн рублей. Непокрытый убыток прошлых лет составил 10,76 млрд рублей. При этом у компании имеются кредиты на 23,14 млрд рублей.

В течение 2020 года на «Уралтрансмаш» дважды подавались иски о банкротстве. О намерении подать аналогичный иск 21 декабря заявило ООО «ТЛК «Динакс», которому уральский завод задолжал 671 тыс. рублей. Только за минувший год к «Уралтрансмашу» предъявлены требования в российском арбитраже более чем на 300 млн рублей, в том числе по выплате неустоек в рамках контрактов с Минобороны РФ.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

1 комментарий к “Актив «Уралвагонзавода» рискует потерять 55 миллионов евро на сделке с польской PESA. «Уралтрансмаш» оттягивает спор в международном арбитраже”

  1. Сергей

    Вот чего в Польшу поперлись, если свои мощности простаивают? Промышленных дизайнеров не хватает?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда о компаниях
Правда жизни