Аэропорт Кольцово в Екатеринбурге оброс свалками. Пассажирам предлагают подождать безопасности несколько лет

Информации о нелегальных свалках ТКО ждут от Росприроднадзора, а ликвидации – от районных администраций

В Екатеринбурге обострилась проблема обеспечения безопасности полетов аэропорта Кольцово. Авиасуда зачастую сталкиваются с птицами, а орнитологи указывают на наличие защитных систем на территории авиаузла, обеспечивающих безопасность только на взлете и посадке самолетов, и не исключают вероятности случайных столкновений в воздухе. «Такие встречи зачастую оборачиваются вынужденными возвратами самолетов и высокими расходами авиакомпаний», не говоря уже о вероятности крушений ависудов. Среди причин скопления птиц кроме сезонных миграций специалисты указывают на наличие свалок коммунальных отходов вблизи авиаузла. Нарушения требований к эксплуатации таких объектов, рассказывают экологи, практически повсеместны, в результате чего свалки и полигоны неизбежно привлекают стаи птиц. В случае с Кольцово самый крупный источник угрозы – закрытый в 2013 году арамильский полигон ТКО. В муниципалитете признают необходимость скорейшей рекультивации объекта, однако работы в этом направлении планируется начать лишь в 2022 году. Однако взлетно-посадочная полоса (ВПП) начала обрастать новыми помойками, «которые одинаково несут реальные риски и для VIP, и для обычных пассажиров».

Очередное столкновение птицы с самолетом, вылетевшим из аэропорта Кольцово (находится под управлением УК «Аэропорты регионов»), подтолкнуло службы авиаузла усилить работу по отгону пернатых от ВПП. Напомним, Уральская транспортная прокуратура начала проверку по факту столкновения «Боинга-737» авиакомпании «Победа» с птицей.

Инцидент произошел примерно через 10 минут после взлета, когда судно уже набрало высоту. Птица попала в лобовое стекло самолета, после чего капитан судна, на борту которого находилось 189 пассажиров, принял решение вернуться в аэропорт.

Фото: zzaharr.livejournal.com

Стоит отметить, произошедшее – не редкий случай для Кольцово. В 2020 году подобные ситуации возникали как минимум дважды – с судами «Уральских авиалиний» и «Аэрофлота». Для уральского авиаперевозчика компенсация понесенных расходов в десятки миллионов рублей из-за вынужденного возврата самолета вылилась в длительные судебные разбирательства, о чем подробно рассказывала «Правда УрФО».

К проведению исследований вероятных причин столкновения птиц с авиасудами были подключены специалисты Института экологии растений и животных УрО РАН.

Директор института Михаил Головатин сообщил изданию, что столкновения авиасудов с единичными птицами нередко являются случайными и вероятны на относительно небольших высотах – в районе аэропорта Екатеринбурга птицы «летают до высоты в 200-300 метров». Однако отпугиватель птиц действует в весьма ограниченной зоне – на взлете и посадке авиасудов – и рассчитан в первую очередь на массовые скопления птиц.

«Согласно регламентирующим документам ICAO, зона ответственности аэропорта за орнитологическое обеспечение безопасности полетов на взлете и наборе высоты – от уровня земной поверхности до высоты 500 футов (152 метра). Аэропорт Кольцово работает в полном соответствии с нормативными документами», – прокомментировали в пресс-службе Кольцово.

Аэропорт использует несколько видов защиты от птиц, сообщают в пресс-службе: световращательные установки, «слепящие» пернатых, имитирующие звук выстрела из ружья газовые пушки, биоакустические установки. Хищных птиц в орнитологической службе Кольцово не держат. Необходимости в них для данного аэропорта не видят и в Институте экологии растений и животных УрО РАН.

По словам Михаила Головатина, содержание хищных птиц весьма затратно и оправдано лишь в случаях, когда рядом с авиаузлом регулярно обитают большие скопления птиц, например, «из-за близости морских портов».

Среди очевидных факторов, влияющих на появление птиц в зоне авиаузла, свалки коммунальных отходов. Хотя создание таких объектов в радиусе 15 км от аэродрома запрещается, в окрестностях Кольцово нелегальные помойки появляются, на что не единожды обращали внимание экологи.

«Там (вблизи аэродрома Кольцово. – Прим. ред.) было несколько свалок. Одна из них находится на частной территории, частично перекопана, въезд ограничен. Среди отходов преобладают строительные отходы, пластик», – отметили в пресс-службе администрации Екатеринбурга, указав, что в настоящее время ответственность за ликвидацию этих объектов лежит на районных властях.

В пресс-службе Октябрьского района Екатеринбурга, на территории которого и находится Кольцово, на звонки издания не ответили. Источники «Правды УрФО» в качестве вероятного собственника земель под одной из нелегальных свалок – на съезде с Арамильского тракта в 1,3 км от взлетной полосы – называют АО «Амос-групп». Однако руководитель компании Олег Молотилов сообщил «Правде УрФО», что владеет лишь землями, приграничными к участку, где расположен арамильский полигон ТКО.

«К сожалению, у нас практически любой объект размещения коммунальных отходов привлекает птиц. Инструкция по эксплуатации полигонов была создана еще в 1990-х годах, и согласно ей, в течение суток завезенные отходы должны быть пересыпаны грунтом. Но зачастую на эти требования эксплуатирующие организации не обращают внимания, а надзорные органы – закрывают глаза», – поделился мнением эксперт Агентства стратегических инициатив, эколог Сергей Завьялов.

По данным администрации Арамиля, полигон ТКО был закрыт еще в 2013 году. Однако запланированные работы по рекультивации на площадке, где собрано порядка 400 тыс. кубометров мусора, фактически не проводились. В настоящее время, по словам главы Арамиля Виталия Никитенко, проект рекультивации подготовлен, и объект внесен в федеральный проект «Чистая страна».

Однако рекультивацию полигона планируется провести только в 2022-2023 годах. Ввоз отходов на него в настоящее время не допускается.

До этого времени объект, как и стихийно возникающие вблизи аэродрома нелегальные свалки, продолжит привлекать птиц и, следовательно, «создавать прямую угрозу полетам и жизни пассажиров».

Крупная свалка в 1,3 км от взлетной полосы и Арамильский полигон ТКО

Ссылаясь на данные источников издания, можно заключить, что Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора «никакой контрольно-проверочной деятельности в районе авиаузла не проводило». Ввиду того что управление в Екатеринбурге не декларирует официальные номера своих телефонов, «Правда УрФО» направила электронный запрос с просьбой предоставить информацию о нелегальных свалках вблизи Кольцово и собственниках земель, на которых они размещены, однако в течение дня ответ получен не был.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием ситуации.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни