«Правда УрФО»: В апреле 2022 года ваша кандидатура была утверждена в качестве и.о. конкурсного управляющего, однако контроль за хоздеятельностью предприятия вы получили только в декабре. Какова причина задержки?
Алексей Посашков
Фото: Смирнов Александр
Алексей Посашков, и.о. конкурсного управляющего «Каюм Нефти»:
В апреле 2022 я прибыл на лицензионный участок, где «Каюм Нефтью» совместно с компанией-оператором ООО «Юкатекс Югра» осуществлялась добыча углеводородов, однако на территорию месторождения меня не пустили, несмотря на законный статус руководителя. Сотрудники охраны, нанятые бенефициарами группы компаний «Русь-Ойл», в которую входили как «Каюм Нефть», так и «Юкатекс Югра», оказали существенное сопротивление.
После этого мною были направлены заявления в правоохранительные органы, Росгвардию, ФССП, Генпрокуратуру по фактам неправомерных действий бывшего руководства компании. Также были сделаны многочисленные запросы в госорганы, ПАО «Транснефть» для получения информации о должнике. Более того, мне пришлось обратиться в суд с ходатайствами об истребовании документов и имущества у бывшего директора «Каюм Нефть» Александра Барыбкина.
«Правда УрФО»: Правоохранительные органы помогли? Было ли обеспечено исполнение решения суда?
Алексей Посашков: К сожалению, тяжба продолжилась. В июне 2022 года суд апелляционной инстанции отменил решение о признании «Каюм Нефть» банкротом, отправив дело на новое рассмотрение. Барыбкин был восстановлен в должности руководителя предприятия. Под контролем бенефициаров «Русь-Ойла» должник продолжил использовать незаконные схемы для реализации добытой нефти.
«Правда УрФО»: Пытались ли вы этому помешать?
Алексей Посашков: Конечно. Снова пришлось обращаться в суд с ходатайствами о принятии обеспечительных мер, запрещающих реализовать нефть в адрес третьих лиц в отсутствие оплаты за нее на расчетные счета должника. Только в октябре 2022 года кассация отменила постановление суда апелляции, оставив в силе решение суда о признании «Каюм Нефти» банкротом, и исполнение обязанностей конкурсного управляющего стало, так скажем, более возможным.
«Правда УрФО»: Одним из тех, кто препятствовал вашей работе, называют бывшего заместителя директора компании Ольгу Федотову. Позже, в суде, вы предложили ее кандидатуру на работу внутри компании. С чем это связано?
Алексей Посашков: Ее привлечение являлось необходимым для обеспечения непрерывного производственного процесса в компании. В регионе на момент заключения договора существовал дефицит специалистов, в то время как Федотова обладает соответствующими профессиональными навыками. В ее обязанности на сегодняшний день входит и контроль за деятельностью компании оператора непосредственно на лицензионном участке. Мне как управляющему удалось договориться с Ольгой Федотовой о взаимовыгодном сотрудничестве. Эти действия, прежде всего, были направлены на обеспечение работы предприятия, сохранение конкурсной массы.
«Правда УрФО»: Что еще удалось сделать для нормализации ситуации в компании?
Алексей Посашков: Прежде всего, сохранить ликвидные активы – более 17 тысяч тонн нефти на общую сумму более 200 млн руб. Это стало итогом принятых в ноябре 2022 года решений по недопущению реализации добытой и находящейся в системе магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть» нефти в обход обеспечительных мер по иску Генпрокуратуры к группе компаний АО «Русь-Ойл» и Алексею Хотину о взыскании 192 млрд рублей в пользу РФ за неуплату налогов.
Далее, уже в декабре 2022 года, несмотря на оказание бывшими собственниками компании противодействия, мне удалось установить фактический контроль за деятельностью предприятия. С территории Западно-Каюмовского лицензионного участка были исключены лица, незаконно там находившиеся и препятствовавшие осуществлению управления. Силового захвата не было. Нормы законодательства были соблюдены, а действия были вынужденными, так как моей прямой обязанностью как управляющего было обеспечение сохранности имущества «Каюм Нефти», в том числе нефти.
Большую работу пришлось провести с сотрудниками аффилированной с «Каюм Нефтью» компанией-оператором – «Юкатекс Югра»: сохранены рабочие места для более чем 200 человек за счет предоставления возможности работы в компании ООО «ИНГТ». Также были закрыты долги по заработной плате.
«Правда УрФО»: А как обстоят дела с главной проблемой компании – задолженностью государству?
Алексей Посашков: За время управления предприятием бывшими собственниками обязательства перед бюджетом РФ превысили 10 млрд руб. Причина – денежные средства за реализованную нефть, принадлежащую «Каюм Нефти» как недропользователю, перечислялись на расчетные счета третьих лиц, в частности, компании ООО «Юкатекс Югра», а долговые обязательства аккумулировались на АО «Каюм Нефть».
Сейчас задолженность перед бюджетом погашается: ежемесячно направляется от 700 млн рублей до 1 млрд. За время моего управления компанией общий размер денежных средств, перечисленных в бюджет РФ, составил порядка 5 млрд рублей.
«Правда УрФО»: Вскрылись ли какие-либо злоупотребления и как планируется на них реагировать?
Алексей Посашков: Изучив представленную государственными органами информацию о фактическом хищении нефти, которое осуществлялось ранее «Каюм Нефтью» и «Юкатекс Югрой» под контролем «Русь-Ойла», мне пришлось обратиться в суд с иском о взыскании с «Юкатекс Югры» задолженности в размере 33 млрд рублей.
Также было зафиксировано незаконное отчуждение третьими лицами в предбанкротный период ликвидного имущества должника – 42 скважины. В настоящее время в суде рассматривается 10 исковых заявлений о признании на них права собственности за «Каюм Нефтью».
Фото предоставлено читателями
«Правда УрФО»: Среди последних претензии ФНС – непредоставление кредиторам достоверной и полной информации о финансово-хозяйственной деятельности компании. На ваш взгляд, насколько они обоснованы?
Алексей Посашков: Сейчас деятельность по добыче нефти ведется прозрачным путем, все контрагенты, приобретающие нефть у «Каюм Нефти», рассчитываются непосредственно с нами. Данные обстоятельства уже были предметом нескольких споров в деле о банкротстве, и суд дал им однозначную оценку. Возможно, позиция ФНС связана с требованиями внутренних инструкций в делах о несостоятельности. В любом случае, претензии кредиторов к деятельности управляющего – это довольно распространенная практика.
Окончательная оценка моих действий будет дана судом, однако могу с уверенностью сказать, что ни о каком сокрытии информации от кого-либо из кредиторов речь не идет. Более того, с МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 3, я постоянно на связи по текущим вопросам.
«Правда УрФО»: Вошла ли в нормальную колею хозяйственная деятельность компании?
Алексей Посашков: Да. Обеспечена бесперебойная работа производственных объектов. Заменено устаревшее оборудование, произведен капитальный ремонт лаборатории контроля качества нефти, осуществлена реконструкция энергоцентра, на пункте приема-сдачи нефти осуществлена зачистка PVC-2000 от накопившего шлама. На установке по подготовке нефти заменены путевые подогреватели, что привело к улучшению качества и пропускной способности добываемого ресурса.
5 комментариев к “«Каюм Нефть» задолжала бюджету РФ свыше 10 миллиардов. Конкурсник сообщил о нелегальных схемах продажи углеводородов”
Вся русьойловская шпана типа Потапова и прочих гениев подалась в бега. Это у них отпуск называется. Ожидаются события в Негуснефти, охрана в едином лице уже разбежалась. Тоже в отпуск наверное. Не позволяйте глушить промысел на Варынке итак всё растащили. По ГД Патрушеву продолжается расследование, трясут всех. Видимо платить за него недоимки по налогам Хотин не стал. Сам уже две недели в СИЗО. Сегодня или на днях переведут дальше туда, что заслужит по комфорту. Каюм работает нормально, Дулисьма восстановится. Вполне вероятно, что войны в Негусе не будет, не рискнуть да и некому и некем. А вот нагадить вполне могут напоследок. Пример Дулисьмы доказал.
Конкурсный не просто лукавит, он оправдывает ряд моментов в запутанном деле. Легализует собственную или кем-то одобренную версию, так как начинают выглядеть неоднозначно. Странно, что не было вопросов по аффилированности с Медведчуком. А это самое интересное. Не может быть, чтобы корреспондент не спросил. Хотя-бы чуть коснулись темы, а так очевидно, что вето на ней. Да и на видео звучит «Лёша Посашков» и сбегай зафиксируй оружие. С таким лицом и возрастом, в пиджаке, а все ещё Лёша, а не Алексей. И для кого — для чоповцев. Как Гоша Куценко или Дима Маликов старенькие гламурный зайчики. В целом же главное сделано и рабочие места не пропали. А в какие руки от одного вора попало покажет время.
Однозначно! Как и рассказ о дефиците кадров в ХМАО в теме нефтянки. Федотова на службе Хотину столько вреда Каюм Нефти и конкретно ее работникам принесла, что даже жаль ее вместе с ее же проблемами. Сдала спрятанные документы, которые вывезли с инженером в направлении Мулымьи, а там высадили водителя и дальше сами. Давила работников по требованию из Русь Ойл, когда протестовали против снижения окладов. Того же Посашкова откровенно посылала. Купили услуги и информацию. Хорошо, что речь идет о коммерции. Но доверия таким нет и не будет в принципе и ни у кого.
Главное — сохранены рабочие места, компания пережила Егорова, Патрушева, Барыбкина и прочий Русь Ойл во всех лицах.
С тем, что не было силового захвата, лукавит. Достаточно посмотреть видео, где упоминается персонально Посашков, послушать рассказы участников с обеих сторон. В том числе и тех, кто недавно точно так же отметился в событиях на Дулисьме. И опять присутствовали участники с обеих сторон событий на Каюме. Чего стесняться победителям, тем более, что в обоих случаях поддержало государство. Видео же есть в сети с первого дня после событий в декабре 2022.
Полезно ещё было бы разобраться до конца с темой энергоцентра из двух ГТЭС Урал — 6 000, которые ещё в 2014-15 году должны были войти в строй на Каюме, а оказались на той же Дулисьме, а затем в Негуснефти. Причём и там под них списали несколько сотен миллионов за якобы монтаж силами Капстрой-Тайфун. Всё таки машины стоили пол миллиарда рублей по ценам ещё 2014 года. Как раз Федотова в курсе.
Апелляция подтвердила долг нефтяной компании «Дулисьма» перед РСХБ в 52,6 млрд руб.
А вот и ожидаемая легализация действий конкурсного управляющего и группы поддержки на Дулисьме в период сентябрь-октябрь 2023. Примерно, как и в событиях на Каюм Нефти, когда было объявлено местной властью и констатировано в судах, что с силовой акцией всё по закону.
Странно и непрофессионально, что это не было сделано в событиях на Дулисьме заранее, так как могло бы вовсе лишить смысла всякое силовое противостояние со стороны Хотина.
С другой стороны, теперь Хотин не под домашним арестом, а в СИЗО. И это, с одной стороны, упрощает беседы с подследственным. С другой, делает его более трезвым в принятии решений. И с третьей, спровоцировало его на открытую агрессию, что опять же облегчает пункты один и два – ведь теперь речь может всерьёз пойти о статье УК 210.
И если провокация на агрессию, о чём Хотина и его окружение в лице безопасников предостерегали заранее, входила в планы нового управляющего или его советников, тогда операцию можно считать грамотной и как раз профессиональной.
Как и последовавший арест Хотина 11 октября.
И отказ в этот же день Генпрокуратуры от претензий по Дулисьме и соответственно Каюм Нефти в общем списке Русь Ойл.
И суд 19 октября, принявший претензии РСХБ.
Теперь разбирательства идут среди частников, а государство отошло в сторону по каким-то своим соображениям. Но помочь одной из сторон уже успело и абсолютно по понятиям законно.