Промпредприятия УрФО порывают с «Россетями». Бизнесу предложили китайскую альтернативу

Тенденцию ограничивают проблемы с оборудованием

Крупные промышленные площадки активно переходят на собственную генерацию, избегая высокой стоимости электроэнергии на рынке и перегруженного сетевого тарифа. Как отмечают специалисты, негативно на динамику ввода энергообъектов повлияли снижение деловой активности в пандемию и проблемы с поставкой оборудования, но спрос по-прежнему остается достаточно высоким. Основные тренды в «энергонезависимости» формируют предприятия «Роснефти», а также крупные трубные и металлургические холдинги уральского региона, такие как ТМК и УГМК. Участники рынка отмечают, что применяемые технологические решения позволяют существенно сократить долю электроэнергии в конечной себестоимости продукции и, например, утилизировать побочные производственные газы, что дает возможность укладываться в стремительно растущие экологические требования государства. В этой связи ключевой проблемой участники рынка на текущий момент называют техническую составляющую – уход ряда компаний ограничил возможности по приобретению оборудования и эксплуатации уже введенных энергообъектов. Сейчас потребители ожидаемо переориентируются на китайских производителей, однако процесс, как замечают специалисты, движется небыстро, а отдельные аналоги не соответствуют по качеству, что осложняет бегство компаний из централизованной сети.

«Системный оператор ЕЭС» («СО ЕЭС») озвучил данные об объемах поставленной на оптовый рынок мощности – доля электростанций промышленных предприятий выросла на 2,1% (или 232 МВт). Динамика совпадает с аналогичным показателем 2021 года и сократилась относительно среднегодовых темпов последних 10 лет. Суммарный объем установленной мощности электростанций промпредприятий достиг почти 11 ГВт.

Как отмечает замдиректора НП «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко, снижение числа вводимых объектов на промплощадках наблюдается несколько лет, и обусловлено оно сокращением возможности поставки оборудования, а также замедлением деловой активности в пандемию.

«Однако в полной мере ограничения поставок оборудования проявились только в середине 2022 года. Учитывая инвестиционный цикл таких проектов минимум в полгода, полное их влияние мы увидим только по итогам 2023 года. Сейчас идет переориентация на рынки других поставщиков с целью замещения. Впрочем, технические специалисты отмечают, что оборудование не всегда эквивалентное, но спрос на газопоршневые и парогазовые установки по-прежнему высок», – рассказывает Дзюбенко.

Собеседник издания в менеджменте одной из крупных производственных площадок, в свою очередь, отмечает, что при реализации новых проектов собственные электростанции закладываются уже на самой начальной стадии строительства. В основном это газопоршневые или дизельные установки. Однако, по его словам, из-за санкций и логистических проблем у бизнеса возникают сложности с доставкой в Россию европейского и американского оборудования.

«Промышленные компании, которые в последние годы активно переходили на собственную генерацию, пересматривают планы. Также существуют сложности с эксплуатацией уже построенной генерации. По экспертным оценкам, из-за ухода европейских и американских поставщиков на складах в основном закончились оригинальные запчасти и расходные материалы. Замена запчастей на неоригинальные несет риски сокращения срока службы оборудования, а в некоторых случаях может привести к поломкам из-за низкого качества изделий. Все поставки двигателей западных компаний на отечественный рынок прекращены», – резюмирует топ-менеджер.

Тем не менее самостоятельное производство электроэнергии по-прежнему выгодно в сравнении с розничными и даже оптовыми ценами на киловатт-час. Так, себестоимость собственной выработки с учетом приобретенного топлива колеблется в районе 3,5 – 4 рублей за кВт/час с учетом всех капитальных и операционных расходов. Цена на ОРЭМ, к примеру, в 1 ценовой зоне составляет 2,5 – 3 рубля, однако примерно еще во столько же обойдется передача электроэнергии по сетям. Учитывая, что технологии также позволяют наладить энергетическую утилизацию, например, доменного или попутного нефтяного газа, окупаемость таких проектов возрастает еще больше, параллельно позволяя предприятиям решить проблему выбросов.

Соответственно, сейчас основное предложение оборудования генерируют китайские производители. Одним из примеров переориентации отрасли на Восток стало недавнее соглашение между инжиниринговой компанией «Интертехэлектро» и крупнейшим китайским производителем поршневых двигателей CNPC Jichai Power Company Ltd. В частности, документ предполагает, что российская компания будет использовать китайское оборудование при реализации проектов в области малой и промышленной энергетики. Эксперты отмечают, что в ближайшее время китайские машины могут заработать на нефтедобывающих площадках в ХМАО-Югре и ЯНАО, а также на ряде металлургических предприятий в Челябинской и Свердловской областях.

Среди предприятий, уже активно эксплуатирующих собственные мощности, можно выделить «Трубную металлургическую компанию» (ТМК). Так, холдинг ввел автономные ТЭС на ЧТПЗ и ПНТЗ. Кроме того, значительная доля собственной генерации приходится на добывающие активы, которые используют попутный нефтяной газ для выработки электроэнергии прямо на месторождениях.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в нашем telegram-канале, на Яндекс.Дзене и в VK.com.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни