Деппром и «Сургутнефтегаз» отодвинули реформу ТКО в ХМАО на 2 года. Для межмуниципального полигона в Сургуте земли не нашлось

Власти региона готовят новый участок для концессионера

Публичное признание руководства департамента промышленности ХМАО о переносе сроков строительства Сургутского межмуниципального полигона стало поводом для очередной резкой критики в адрес кураторов мусорной реформы в округе. Со слов участников рынка и общественников, чиновникам не хватило более двух лет, чтобы подготовить земельный участок для возведения коммунального объекта. При этом если раньше корректировка сроков строительства межмуниципальных полигонов объяснялась плохой работой проектировщиков, то сейчас кураторы сослались на «особые обстоятельства». По оценкам отраслевиков, в реальности же управленцы предложили концессионеру некондиционную землю. Подготовка ее к строительству была бы сравнима со стоимостью самого полигона. При этом просчет деппрома уже обошелся бюджету региона в несколько десятков миллионов рублей. Не обошлась эта история, судя по всему, и без участия нефтяников. Со слов инсайдеров, «Сургутнефтегаз» мог намеренно наложить ограничения на площадку. Тем временем стремление чиновников к кулуарным обсуждениям проблемы собеседники агентства склонны объяснять вероятным желанием ряда действующих управленцев, которые ранее могли монетизировать свою причастность к решениям на «мусорном рынке», скрыть провалы в своей работе.

Власти ХМАО проваливают проект по строительству Сургутского межмуниципального полигона. Возведение объекта, который должен был появиться еще в 2020 году, по прогнозам участников рынка, затягивается еще на 2 года. Причина в том, что новый участок для коммунальной инфраструктуры был определен только недавно. Информация об этом вскрылась на очередном заседании проектного комитета Югры. Заместитель директора департамента промышленности ХМАО Антон Алимов объяснил недоработку чиновников «возникновением особых обстоятельств».

«Необходима замена земельного участка в связи с отсутствием согласования размещения объекта с ПАО «Сургутнефтегаз». По соглашению сторон определены новые участки земель лесного фонда, которые поставлены на кадастровый учет. В настоящее время подготовлена «дорожная карта» по переводу в земли промышленности, по результатам утверждения которой планируется заключение допсоглашения с новым сроком создания объекта. C учетом переноса строительства достижение показателей регионального проекта планируется за счет установки сортировочной линии на действующем полигоне в Сургутском районе», – озвучил положение вещей представитель деппрома.

Заявления Алимова поддержал курирующий заместитель губернатора Югры Алесей Забозлаев. Чиновник, в частности, отметил, что в настоящее время идет процесс по переводу земельного участка из одного статуса в другой.

Впрочем, такое положение вещей не устроило главу региона Наталью Комарову, которая была крайне удивлена тем, что со старта реформы прошло больше трех лет, а ситуация с участком не разрешилась. «Работали-работали, а земли так и нет», – резюмировала губернатор ХМАО.

Между тем источники издания в региональном правительстве отмечают, что деппром Югры, судя по всему, изначально не проработал вопрос с земельным участком. Как оказалось, концессионеру предложили территорию, которая находилась в зоне затопления.

«В результате «Сургутское экологическое объединение» получило непригодную площадку. Теоретически участок можно было вывести из зоны затопления, но на это потребуется еще примерно столько же средств, сколько необходимо для строительства самого мусоросортировочного комплекса. Участок, который сейчас находится на рассмотрении, обременен месторождениями «Сургутнефтегаза» и находится в лесном фонде. С нефтяной компанией уже договорились, идет оформление, но сам процесс начинается с нуля», – делятся информацией инсайдеры.

Отраслевики напоминают, что в изначальных планах правительства Югры Сургутский межмуниципальный полигон должен был появиться до 2020 года. Еще в 2016 году власти региона озвучивали, что строительство этого объекта наряду с возведением полигонов в Ханты-Мансийском, Нижневартовском, Нефтеюганском и Октябрьском районах позволит минимизировать сложности при входе в мусорную реформу и на 90% закрыть запрос автономии на отраслевую инфраструктуру.

Позже заместитель губернатора Югры Алексей Забозлаев в качестве причины срыва сроков ввода в эксплуатацию пяти полигонов ТКО назвал некомпетентную работу разработчиков проектно-сметной документации.

С изменением категории земель между тем тоже возникают проблемы. Например, прежде чем спилить деревья и начать изыскания, необходимо вывести участок из лесного фонда, а чтобы сделать это, необходимы результаты изысканий. «При этом до окончания исследований нельзя на 100% сказать, подойдет ли новая площадка для размещения объекта или нет. Пока она подходит только по внешним и косвенным признакам. В то же время концессионер уже понес затраты на проведение изысканий и предпроектных работ на первоначальном участке. Теперь бюджет ХМАО будет обязан компенсировать компании потраченные средства», – добавляют собеседники издания в профильном департаменте.

Напомним, правительство ХМАО подписало концессионное соглашение о строительстве межмуниципального полигона твердых коммунальных отходов (ТКО) для Сургута, Когалыма и поселений Сургутского района осенью 2021 года. Выполнять работы по строительству и эксплуатации объектов будет ООО «Сургутское экологическое объединение». Необходимый объем инвестиций, как указывалось в документах, – 4,299 млрд рублей.

В то же время знакомые с историей вопроса инсайдеры предполагают, что «Сургутнефтегаз» мог намеренно наложить ограничения на площадку, которая предназначалась концессионеру изначально.

«По всей видимости, нефтяная компания видит в ней существенные перспективы по добыче. Этот участок находился в зоне месторождений «Сургутнефтегаза» над нефтеносными слоями, поэтому для его использования было необходимо получить разрешение нефтяников. Тогда нефтяники сами провели исследования и выявили, что площадка может затопляться раз в 50 лет. Поскольку большинство земель вокруг Сургута обременено месторождениями СНГ, нефтяная компания предложила 7 альтернативных вариантов, из которых был выбран один – в 70 км от города в районе Федоровского месторождения», – добавляют эксперты.

Вскрывшиеся обстоятельства уже вызвали критику региональных экоактивистов. Общественники заявляют не только об очередном срыве сроков реализации реформы ТКО, но и неоправданных бюджетных тратах. «С учетом всех процедур, включая проведение госэкоэкспертизы, строительство межмуниципального полигона будет сдвинуто в лучшем случае на два года. При этом бюджет обязан выплатить десятки миллионов концессионеру за понесенные затраты. Другой вопрос: кто из кураторов проекта в правительстве Югры ответит за понесенные расходы? Замгубернатора Забозлаев или руководство деппрома?! Ответ, по всей видимости, очевиден», – резюмируют собеседник издания.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

1 комментарий к “Деппром и «Сургутнефтегаз» отодвинули реформу ТКО в ХМАО на 2 года. Для межмуниципального полигона в Сургуте земли не нашлось”

  1. Аноним

    Полигон ТКО — объект повышенной опасности и требует особых условий для посадки на местность, очень особых. Территория Югры огромна, одни болота и леса — почти нигде строить нельзя. Проще построить мусоросжигательный комплекс на месте уже существующего полигона, рекультивировав последний за счет сжигания. Все развитые страны используют эти технологии и при этом плата населения соизмерима с платой в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни