Екатеринбургское ООО «Научно-производственное предприятие «Эксорб», обладающее рядом научных разработок, в ближайшее время может сменить основного собственника. В настоящее время 35% уставного капитала компании закреплено за директором компании Виктором Ремезом, по 5% – за Михаилом и Евгением Ремезами. 25% владеет Алексей Герасимов, 23% – Вадим Цывьян, 5% – Евгения Желтоножко, 2% – Требитш Шандор. На текущий момент на торги со стартовой ценой в 3,6 млн рублей выставлена доля Вадима Цывьяна.
Гендиректор НПП «Эксорб» Виктор Ремез
Фото: «Эксорб»
Основной собственник Виктор Ремез от приобретения этой доли отказывается, заявляя об отсутствии средств, однако высказывает личные опасения, что она будет выкуплена Алексеем Герасимовым, и впоследствии компания может лишиться ряда ноу-хау. Сам Герасимов в разговоре с журналистами сообщил «Правде УрФО», что не намерен покупать 23%, и отказался от дальнейших комментариев.
Стоит отметить, контроль над предприятием соучредитель может получить и иным путем. В настоящее время с его стороны в отношении НПП «Эксорб» подан иск о банкротстве. Пока в рамках спора им заявлены требования на 6 млн рублей. Параллельно в арбитражном суде Алексей Герасимов в интересах компании требует взыскания с Виктора Ремеза и Евгении Желтоножко порядка 20 млн рублей, считая, что соучредители нанесли фирме ущерб на эту сумму.
Как отмечают собеседники издания, конфликт собственников длится давно и не позволяет компании участвовать в торгах на поставки продукции «Росатому».
По словам Виктора Ремеза, «Эксорб» разработал уникальный сорбент для обезвреживания растворов с содержанием радионуклидов. Для продвижения разработки на российском и международном рынке в компанию в качестве партнера был приглашен Алексей Герасимов, выделявший средства на проведение испытаний на АЭС. «Эксорбом» был заключен агентский договор с компанией Metoil (учредитель – Игорь Войнов), которую Ремезов считает действующей в интересах Герасимова.
«Технология производства нашего сорбента уникальна, это наше ноу-хау. Нам предлагали запустить его производство в Чехии, но мы отказались. Наша продукция вызывала интерес, ее использовали для ликвидации последствий аварии на «Фукусиме». В 2020 году мы узнали о получении Metoil патента (на 1,3 млн евро) на разработку технологии переработки ЖРО. При этом для отчета компания, судя по всему, предоставляла наши разработки оборудования и, вероятно, наши образцы сорбента. Фактически присвоила нашу разработку», – описывает свое видение истории конфликта Виктор Ремез.
Далее «Эксорб» сообщил о складывающейся ситуации иностранным партнерам – испанской Condorchem Envitech и американской AVANTech Inc., – после чего возникли финансовые споры с Алексеем Герасимовым, продолжающиеся до сих пор. С началом спецоперации сотрудничество с иностранными партнерами в екатеринбургской фирме было приостановлено. Впрочем, и в России продать сорбент, годовое производство которого компания способна нарастить до 100 тонн, пока не удается. Хотя в 2018-2020 годах Всероссийский НИИ по эксплуатации атомных реакторов изучал возможность применения продукции «Эксорба» на Кольской и Белоярской АЭС, поставки на эти объекты осуществляют иные производители. Так, например, на БАЭС их поставляет АО «Неорганические сорбенты» (расположено в Заречном Свердловской области, 100% уставного капитала принадлежит АО «Росэнергоатом»).
В «Эксорбе» между тем считают сорбенты собственного производства более эффективными, нежели у конкурента. Источники издания, близкие к производителю из Заречного, впрочем, с такой позицией не соглашаются, а технологию по обезвреживанию ЖРО и вовсе не считают уникальной.
Екатеринбургский производитель ранее рассматривал возможность объединения производств с «Неорганическими сорбентами», но, по данным собеседников издания, до принимающих соответствующие решения лиц в «Росэнергоатоме» это предложения не дошло. Тем менее собственники «Эксорба» сохраняют надежду на продажу долей структурам госкорпорации.
Кадр из видео-презентации компании «Эксорб»
Необходимость сохранения предприятия и научных разработок директор «Эксорба» подчеркивает и в связи с выпуском действующего вещества для производства препарата «Ферроцин» (применяется при интоксикации цезием, рубидием и таллием, а также продуктами деления урана при попадании их в желудочно-кишечный тракт с продуктами питания). В этом году фирма уже поставила по контракту с ФГУП НПЦ «Фармзащита» (входит в ФМБА) вещества для производства 200 тыс. упаковок таблеток. В России «Эксорб», подчеркивают в компании, является единственным производителем основного компонента препарата. Хотя на рынке присутствуют и иностранные аналоги «Ферроцина».
Стоит отметить, с учетом рекомендаций ВОЗ закуп «Ферроцина» может быть увеличен. В январе организация заявила о расширении списка препаратов, направленных на уменьшение и предотвращение воздействия радиации, и рекомендовала увеличить их запасы. В перечень, в частности, вошли хелатирующие агенты: Ca/Zn-DTPA и берлинская лазурь – основной компонент «Ферроцина». Пока «Эксорб» продолжает выпускать компонент в плановом режиме.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием ситуации.