«Атомфлот» требует с «Запсибгазпрома» деньги за Антарктиду, а тюменцам прочат новые контракты в ЯНАО

Монтаж станции «Восток» планируют завершить за 4 года

Тюменский «Запсибгазпром» получил статус единственного исполнителя по многомиллиардному проекту строительства нового зимовочного комплекса «Восток» для изучения Антарктиды. Вслед за контрактами на разработку, создание и транспортировку комплекса компании пообещали договоры на монтаж станции, которая при этом подорожала для бюджета на миллиарды рублей благодаря проблемам с логистикой. Так, год был потерян из-за поломки атомохода, который в короткий навигационный период не успел доставить груз на прибрежную научную станцию «Прогресс». Теперь, по оценкам самого «Запсибгазпрома», новая научная база сможет заработать в Антарктике через 4 года. Несмотря на проблемы по этому проекту, наблюдатели предполагают, что подрядчик может получить и еще один крупный заказ от ученых. Речь идет о научной станции «Снежинка-Ямал», решение по срокам финансирования которой и по исполнителю работ в начале 2023 года примет Министерство науки и высшего образования РФ. Говоря о крупных государственных проектах, доверенных тюменской структуре, участники отрасли, между тем, вспоминают многочисленные конфликты компании и разрушающиеся дома, возведенные в крупном городе ЯНАО.

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение, в рамках которого тюменское ОАО «Запсибгазпром» получило статус единственного исполнителя работ по монтажу нового зимовочного комплекса антарктической станции «Восток». Документ будет действовать вплоть до 31 декабря 2023 года. Объем авансирования составит 80%, но при этом компания не сможет передавать на субподряд более 30% работ.

Фото:  «Запсибгазпром», Лев Синкин

«К 200-летию открытия Антарктиды акционер ПАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон расщедрился на 4 млрд рублей для модернизации «Востока», федеральная казна должна была добавить еще 2,4 млрд, однако «Запсибгазпром» скушал в 2,5 раза больше бюджетных средств из-за внезапного усложнения логистики», – пишет телеграмм-канал «Зеленый змий», напоминая о том, что в прошлую зиму у берегов Африки сломался лихтеровоз с грузом. В итоге в короткий навигационный период к Антарктиде не успели доставить технику. Оборудование смогли завезти только текущей зимой, многократно сорвав сроки и увеличив стоимость работ.

Отметим, что в настоящее время ФГУП «Атомфлот» требует с «Запсибгазпрома» около 6,7 млн рублей долга и неустойки в рамках договора от августа 2020 года. К делу привлечена страховая компания «Согласие». В материалах пока не раскрывают подробностей иска. Вероятнее всего, речь идет как раз о первой неудачной попытке доставки груза, так как к работе тогда был привлечен атомный лихтеровоз «Севморпуть». На вторую попытку тюменцы привлекли теплоход-контейнеровоз «Мыс Дежнева», принадлежащей архангельскому ООО «Эко Шиппинг».

По данным Арктического и антарктического научно-исследовательского института, оборудование на текущий момент поступило на станцию «Прогресс», откуда будет передислоцировано в центральную Антарктиду.

В «Запсибгазпром» «Правде УрФО» подтвердили, что завершили операцию по доставке груза для «Востока», правда, плановые сроки проведения работ, озвученные компанией, расходятся с обозначенными выше. Так, сборку нового зимовочного комплекса исполнитель планирует завершить в течение четырех лет. Кроме того, по данным подрядчика по госконтракту, основная масса оборудования пока остается на береговой станции Прогресс, которая находится в заливе Прюдс моря Содружества. Расстояние между станциями составляет 1460 км.

«Модули нового зимовочного комплекса станции «Восток» были доставлены в Антарктиду на контейнеровозах «Мыс Дежнёва» и «Андрей Осипов» в сопровождении ледокола «Капитан Хлебников» и танкера «Ярослав Мудрый». Все работы по разгрузке успешно завершены, всего на ледовый припай выгружено 6,8 тысячи тонн. В настоящее время полностью выполнено пять походов, к станции «Восток» доставлено свыше 900 тонн строительных грузов, а также топливо для обеспечения строительства», – подчеркнули в «Запсибгазпроме».

При этом источники не исключают появления «Запсибгазпрома» на еще одной крупной стройке в ЯНАО. «На Ямале будет построена круглогодичная арктическая научная станция «Снежинка», использующая передовые технологии в области производства чистой энергии и систем жизнеобеспечения», – заявил 13 апреля в ходе совещания по развитию Арктики вице-премьер РФ Юрий Трутнев.

Летом 2021-го соглашение о совместной реализации проекта подписали губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов и ректор Московского физико-технического института (МФТИ) Дмитрий Ливанов. Тогда правительство округа  сообщало, что «Снежинку» осенью 2022 года начнут строить рядом с Нефритовым озером на восточном склоне Полярного Урала. Ближайший крупный населенный пункт – поселок Харп (Приуральский район), который находится в 20 километрах от выбранной точки.

По данным МФТИ, перспективные сроки начала работ отличаются от заявленных представителями губернатора. «В МФТИ ключевым проектом в области освоения Арктики является строительство и организация работы научно-исследовательской и образовательной станции «Снежинка-Ямал». Дату начала строительства станции и назначение подрядной организации будут определять в Министерстве науки и высшего образования РФ в начале 2023 года», – подчеркнули в пресс-службе института.

«Правда УрФО» адресовала в «Запсибгазпром» вопросы относительно перспектив участия компании в этом проекте и получила короткий ответ, что «пока к работам не привлекались».

Между тем участники строительного рынка, говоря о федеральных проектах, высказывают опасения относительно качества работ в Арктике и Антарктике, куда крайне редко приезжают проверяющие из надзорных органов. Свое суждения они объясняют, в частности, конфликтами в ЯНАО.

Именно с недостатком контроля в арктической зоне и плохим качеством работ «Запсибгазпрома» и его подрядчиков жители Надыма связывали проблемы в жилых домах, которые компания возводила по контракту с Фондом жилищного строительства ЯНАО.

Так, в многоквартирники по адресу Олимпийский, дом 1 и дом 2 переселенцы из ветхих и аварийных бараков заехали в 2016 и 2018 годах. В начале апреля текущего года по стенам квартир с 9-го по 1-й этажи потекли ручьи талых вод. Заливало, в том числе, и электрические щитки. Люди продолжительный период времени вынуждены были сидеть без электричества, которое отключили управляющие компании из-за угрозы замыкания.

«Выезжают за счет вахтовиков. В самом «Запсибгазпроме» работает не больше 100 человек, основная масса трудоустроена в «Запсибгазпром-Газификация». Там более 5 тысяч сотрудников, плюс субподрядчики. Не спорю, приходят и высококвалифицированные специалисты со всей России, но поработав какое-то время, часть из них бежит из компании. Зарплату вахтовикам так и продолжают периодически задерживать. В начале года опять были перебои с деньгами», – говорит источник, знакомый со спецификой работы компании. Подтверждаются «перебои» с выплатами и в социальных сетях на странице «Запсибгазпром подслушано», где информацией о работе компании обмениваются тысячи пользователей.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Фото превью: МФТИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни