«Собачий закон Бурматова» обойдется бюджету в десятки миллиардов. СКР проконтролирует госсредства в Югре и Челябинске

Отлов бродячих собак в ХМАО доверили подрядчику из Свердловской области

Массовые сообщения о нападении бродячих собак на людей стали поводом для «особого внимания» со стороны СКР сразу к двум регионам УрФО, в которых наиболее остро стоит проблема. Челябинская область, несмотря на многомиллионное финансирование программы, так и не смогла наладить процесс изъятия и стерилизации животных, которые сбились в стаи и теперь терроризируют жителей. Строительство приютов пока откладывается, а работа по стерилизации, по информации общественников, ведется не совсем честно. Зоозащитники называют эту статью расходов бюджетных средств наиболее распильной, и если количество собак в приютах можно проверить, то число обработанных и выпущенных на волю животных сопоставить невозможно. Сегодня чиновники в принципе не знают, сколько на их территории бродячих собак, а из-за закона, инициированного челябинским депутатом Госдумы Владимиром Бурматовым, власти не могут избавляться и от агрессивных собак, которые несут прямую угрозу жизни, и таких животных пожизненно обязаны за бюджетный счет содержать в приютах. В нескольких муниципалитетах ХМАО-Югры за отлов животных отвечает подрядчик из Свердловской области, и какая работа за бюджетный счет проводится с отловленными животными установить сложно даже местным активистам. В Мегионе пытались построить приют для размещения животных, но «вместо красивой картинки по факту город получил сараи без необходимой инфраструктуры».

Челябинские водители предотвратили нападение стаи бродячих собак на ребенка. Инцидент произошел в пригородном поселке Аэропорт, а неделей ранее похожая ситуация произошла в Курчатовском районе Челябинска. Депутат совета депутатов Центрального района Елена Вахтина рассказала «Правде УрФО», что бродячих собак с каждым днем в городе становится все больше, «они сбиваются в стаи по несколько десятков».

«В выходные была в Городском бору, столкнулась с одной такой стаей. Насчитала как минимум 30 собак, и это только в одной точке. Сколько их сейчас бегает по Челябинску, точно сказать не может никто. Получаю много жалоб от жителей своего района, особенно поселка Мелькомбинат. При этом действующее законодательство не позволяет решить проблему: отловить и стерилизовать всех собак просто невозможно. При этом мне неоднократно сообщали, что видели в городе собак с биркой, которые благополучно кормили свое потомство», – рассказала Вахтина.

Депутат Госдумы Владимир Бурматов

Фото Владимира Бурматова с личной страницы в соцсетях

Напомним, с 2018 года в России начал действовать 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными», инициатором которого являлся депутат Госдумы, уроженец Челябинской области Владимир Бурматов. В рамках этого закона животных обязаны отлавливать, помещать в приюты для стерилизации и вакцинации, после чего отпускать в ту местность, где они были пойманы. Важно в этой ситуации, что «собачий закон Бурматова» не позволяет усыплять даже агрессивных животных, которых приходится за бюджетный счет на протяжении всей жизни содержать в приютах.

Отметим, представители профессионального сообщества именно стерилизацию называют одной из самых «затратных» статей расходования бюджетных средств, по которой исполнители госконтракта могут и по два-три раза отчитываться о проведенных операциях на одном и том же животном.

В качестве вариантов борьбы с растущим числом бродячих собак, которые за последний месяц загрызли до смерти нескольких человек в Астрахани, Якутске и Забайкалье, Владимир Бурматов и его сторонники сегодня предлагают усовершенствовать ФЗ для большего строительства новых приютов.

При этом зоозащитники молчат, сколько это будет стоить для региональных и муниципальных бюджетов, которые пока самостоятельно отвечают за финансирование программ по отлову и содержанию бесхозных животных.

Депутат Елена Вахтина напоминала, что только в Якутске после ЧП с гибелью 53-летней женщины было отловлено 1,3 тыс. бродячих собак, и это далеко не все особи, находящиеся на улицах города.

«Если это количество умножить на 280 рублей, которые в среднем нужны для ежедневного содержания одной собаки в приюте, мы получим более 360 тыс. рублей ежедневно. После этого стоит помножить это число на количество относительно крупных городов, мы получим десятки миллиардов рублей из бюджета, которые, как показывает практика, не могут решить реальную проблему», – считает Елена Вахтина.

Эксперт в сфере городской среды Яков Гуревич рассказал о расходах Челябинской области на бродячих животных. По его данным, в 2020 году на отлов и стерилизацию было потрачено 20,6 млн рублей. Еще около 2 млн рублей в качестве грантов получили некоммерческие организации, которые содержат бесхозных животных в приютах. В прошлом году показатель был выше – 31 млн рублей на отлов, стерилизацию, вакцинацию и возврат в городскую среду и те же 2 млн рублей грантов некоммерческим организациям.

Помимо этого, с 2020 по 2022 год в бюджете Челябинской области было предусмотрено 255,5 млн рублей на организацию государственных приютов на базе областных государственных бюджетных учреждений ветеринарии и 75,4 млн рублей на содержание животных.

Один из приютов – на 700 голов в прошлом году должны были построить в Сосновском районе. Второй в 2022 году – в Катав-Ивановске. Правда, на прямой линии с губернатором Алексей Текслер заявил, что объект в Сосновском районе построят лишь в текущем году.

Между тем после большого общественного резонанса из-за проблем с бродячими собаками регионы рассчитывают на допфинансирование из федерального бюджета, но конкретных цифр пока не называют. В конце 2021 года администрация Челябинска заключила два госконтракта на работу с бродячими собаками в текущем году. За отлов и транспортировку животных город заплатит ООО «Реском» 4 млн рублей, и еще 10 млн рублей освоит ООО «Наш дом», которое будет отвечать за лечение и содержание животных в приюте.

Между тем в настоящее время СКР проводит массовые проверки действий чиновников и подрядных организаций, ответственных за решение проблем с бродячими собаками. В том числе силовики уделят особое внимание расходованию средств, выделенных на эти цели из бюджетов всех уровней.

«Правовая оценка дается действиям (бездействию) должностных лиц из числа сотрудников местных администраций и организаций, ответственных за отлов безнадзорных животных, в Смоленской, Саратовской, Сахалинской, Новосибирской, Воронежской областях, Ханты-Мансийском АО, Хабаровском крае, республиках Бурятия, Саха (Якутия) и других субъектах», – заявили в пресс-службе СКР.

В частности, в Югре, которая также попала в «черный список» из-за нерешенных проблем с бродячими собаками, по мнению зоозащитников проблема расходования бюджетных средств стоит крайне остро.

«К примеру, пункт временного содержания животных, который располагался на полигоне ТБО, в районе деревни Шапши (Ханты-Мансийский район. – Прим. ред.) под критерии приюта не подходил и был закрыт. Да, мы критиковали его работу. Но мы видели и собак! Сейчас, когда муниципальный контракт выигрывает иногородний исполнитель, мы смутно представляем, что происходит с животными после отлова, и на что расходуют выделенные средства», – рассказала «Правде УрФО» основатель общественного движения «Ковчег» Анна Кондратович.

По официальным данным с портала «Госзакупок», вплоть до конца 2020 года за отлов и содержание животных на территории ХМАО-Югры отвечала компания «Универсалремонт» из поселка Буланаш Артемовского ГО Свердловской области. Ее владелец Евгений Шлейн оказывался в центре скандала с убийством животных за бюджетный счет.

Пункт кратковременного содержания собак в городе Артемовский, куда свозили отловленных животных, в социальных сетях называли «концлагерем для собак». После скандала с трупами вокруг этой площадки контракт с подрядчиком не стали продлевать ни чиновники из Свердловской области, ни из ХМАО-Югры.

Теперь на сайте по сбору заявок для отлова собак в крупных городах Югры, которым ранее владел «Универсалремонт», фигурирует как эта организация, так и ИП Матвеев Александр Николаевич из города Ирбита Свердловской области. За последний год предприниматель получил заказы на 79 миллионов рублей. Самый крупный договор на 23 миллиона рублей компания получит за «Оказание в 2022 году услуг по проведению мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» в Нижневартовске.

Примечательно, что дозвониться по телефонам, принимающим заявки на отлов, в течение дня не удалось.

Фото: Владимир Залесский, «РИА Новости»

Немало вопросов у зоозащитников вызывает и возведение приютов в регионе. В частности, такой объект в прошлом году за 10 млн рублей построили в Мегионе.

«По факту построили приют, в котором в принципе нет жизненно важных помещений: нет кухни, карантинной зоны, изолятора для больных животных, административного здания. Для будущих сотрудников банально не предусмотрен туалет, не продуман и процесс утилизации продуктов жизнедеятельности животных», – обрисовала ситуацию руководитель АНО «ЮТА ЛапУсик» Юлия Бахарева.

Депутат думы Мегиона Виктор Макаров отправил обращение в региональную прокуратуру, а также губернатору Югры Наталье Комаровой.

«Мы хотим, чтобы была проведена проверка расходования выделенных средств. Действительно ли построенные сараи соответствуют проектной документации, по которой велось строительство», – подытожил депутат. Он добавил, что от жителей постоянно приходят жалобы о разорванной одежде или укусах, которые они получили от бродячих собак.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Фото превью: Максим Шипенков, ТАСС

8 комментариев к “«Собачий закон Бурматова» обойдется бюджету в десятки миллиардов. СКР проконтролирует госсредства в Югре и Челябинске”

  1. Аноним

    Кому и что этой мнимой благодетелью вы хотите доказать? Верните отстрел бродячих собак. Прекратите издеваться над народом! Пусть зоо-террористы сами на свои деньги содержат этих бродячих собак, раз так хочется. А от наших налогов — руки прочь, ворьё!!!

  2. Нападали на меня собаки не раз — это очень страшно! А в темное время суток, да голодные они способны разорвать даже взрослого сильного мужчину. Зачем плодить их, зачем содержать в питомниках,?
    Что за гуманность такая, давать право собакам кусать человека, да ещё пострадавшего обвинять?

  3. Челябинцы по справедливости заслужили проблемы с собаками — они голосовали за Бурматова. Но, к сожалению, другие регионы тоже пострадали от его закона. Приюты — это каторга. Зоозащитники, выступающие за пожизненное содержание в приютах вместо эвтаназии, вот кто, по-моему, настоящие живодеры.

    1. Аноним

      Так и есть. Это не приюты, а концлагеря. Нужно вернуть практику отстрелов. Волков в лесах отстреливают, а собаки чем хуже? Те же волки, суть одна.

  4. Надежда

    Согласна с Ольгой. Очень жалко собак, но смотреть, как они разрывают людей — страшно. Давно пора закон переделать в пользу людей. Нам должна быть гарантирована безопасность.

  5. Что же Вы творите… пожизненное содержание сотен тысяч собак в клетках? ОСВВ — тоже количество на улицах городов? Зачем? Они также и стерилизованные сбиваются в стаи и нападают! Не берут таких собак из приютов! Полудикая собака, родившаяся и выросшая на улице не сможет жить в квартире. Ради чего мучаться с ней?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни