В торгах на вывоз ТКО в Зауралье «усматривается сговор Депприроды и «Чистого города», а рынок ждет ФАС

Мусора стало меньше, но НМЦ выросла на сотни миллионов

В Кургане состоялись очередные торги на транспортирование твердых коммунальных отходов, организованные регоператором – компанией «Чистый город». Их итоги незамедлительно вызвали вопросы и критику со стороны профессионального сообщества. Отраслевики отмечают, что «вновь лоты достались аффилированным с монополистом мусорного рынка структурам», а происходит это на фоне инициированной ФАС России антикартельной проверки в отношении «Чистого города» и его сателлитов. Собеседники агентства, оценивая итоги торгов, сравнивают их результаты с прошлогодними, и отмечают целый ряд примечательных нюансов, к примеру, резкий рост начальной максимальной цены контрактов на фоне значительного снижения количества самих отходов. С точки зрения аналитиков, результаты процедуры следует понимать как очередной пример «опеки» многомиллионных дивидендов скандально известного регоператора со стороны подчиненных Вадима Шумкова вслед за новой редакцией территориальной схемы обращения с ТКО. А оплатят все манипуляции с мусором, опять же, жители Зауралья.

Стали известны итоги знакового конкурса на транспортировку ТКО в муниципалитетах Курганской области. Общая сумма контрактов по результатам процедуры по восьми лотам составила более 792,7 млн рублей.

Отметим, что начальная максимальная цена контрактов превышала 1,31 млрд рублей, в то время как в минувшем году составляла лишь чуть более 791,3 млн.

Как и ранее, большую долю рынка получило ООО «Компания «Экосистема», которую принято считать «аффилированной с «Чистым городом». Ей досталось шесть лотов на сумму порядка 601 млн. Стоит отметить, что учредителем этой фирмы, базирующейся в Екатеринбурге, является Евгений Клевцов. Он же, наряду с Дмитрием Елизаровым, выступает в качестве совладельца еще одного екатеринбургского ООО «Баркас+», а сам Елизаров значится единственным учредителем «Чистого города».

Вопросы об аффилированности касаются и большинства других участников торгов. Так, к примеру, по двум лотам победу одержало ООО «ПТК» из Сургута. Компания претендует на заключение контрактов на сумму около 192 млн рублей на вывоз ТКО из Шадринска, а также Шадринского, Далматовского, Катайского, Каргапольского районов и Шатровского муниципального округа. Гендиректором и учредителем «ПТК» является все тот же Евгений Клевцов.

Вторым номером по семи из восьми лотов проходит АО «Ситиматик» (бывшее АО «Управление отходами», подконтрольно Сергею Котляренко через АО «Диджиталтех») из Москвы. Эта компания работает в целом ряде регионов России, в первую очередь, в Поволжье, как регоператор, а принадлежащее Елизарову ООО «Транссервис» выступает в качестве его субподрядчика. «Ситиматик» также получила скандальную известность по конфликту «вокруг поставок несоответствующего проекту оборудования для мусоросортировочного комплекса в Магнитогорске», возводимого в рамках концессии, и разногласиям с Ростехнадзором в Югре.

Единственным независимым участником торгов выступало курганское ООО «Новый ресурс», претендовавшее на лот по Белозерскому и Кетовскому районам, но в итоге его также выиграла «Компания «Экосистема».

Таким образом, отмечают наблюдатели, весь мусорный рынок Зауралья в сфере транспортировки отходов остался подконтролен «Чистому городу» и его бенефициарам, как, впрочем, и в прошлом году. Тогда сумма контрактов после процедуры, к слову, составила 762,5 млн рублей,

Добавим, что и ранее ситуация складывалась похожим образом, а торги на 2020 год привели к длительным судебным тяжбам, наряду с вмешательством ФАС России и прокуратуры, потребовавших снижения тарифов на вывоз ТКО, благодаря которым регоператор необоснованно получал выручку.

Комментируя итоги новых торгов, собеседники издания уделяют внимание примечательным деталям.

«Цена на торгах значительно упала. Это означает, что тариф должен быть снижен примерно на 30-40%, так как транспортирование в тарифе составляет 70-80%. И еще интересные цифры. В этом году падение на торгах составило 40%, но начальная максимальная цена контрактов на транспортирование в этом году в 1,66 раза выше прошлогодних, и это притом что количество отходов в 2022 году снижается на 20%», – отмечают эксперты сферы.

Собеседники агентства сравнивают итоги нынешних и прошлогодних торгов и акцентируют внимание на значительном сокращении тоннажа вывозимых ТКО. Однако логично ожидаемого снижения НМЦ не произошло.

«Она, напротив, выросла в 1,7 раза. На каком основании? Обоснование расценок должен контролировать Департамент природных ресурсов во главе со Станиславом Носковым. Если он этого не делает из-за отсутствия компетентности, значит, ему там не место, а если идет на это осознанно, напрашиваются подозрения в сговоре, а это уже предмет интереса для компетентных органов. Разница в 600 миллионов! Да, было снижение, но итоговая цена все равно на 30 миллионов выше, чем по 2021 году», – отмечают специалисты из Курганской области.

При этом, по мнению отраслевиков, на расценки не могло повлиять ни подорожание бензина, который в общей массе составляет «максимум пару процентов», ни рост зарплат персонала, «о котором в Зауралье говорить вообще не приходится». По версии чиновников, увеличились объемы накопления отходов, которые и учитывались в новой редакции терсхемы, продавленной Депприроды на фоне шквальной критики участников рынка, Дептарифов и Минпромторга.

«Пусть теоретически они увеличились, но в местах их накопления. Но все это попадает, как и раньше, в одни и те же мусоровозы с одним и тем же коэффициентом уплотнения. А по весу стало меньше. Или мусоровозы теперь идут пустыми, чтобы поднять НМЦ? Главный вопрос, на каком основании была так увеличена НМЦ с полного согласия Депприроды?» – подчеркивают в профсообществе.

Отметим, новые торги прошли на фоне инициированной ФАС антикартельной проверки в отношении регоператора, а также транспортировщиков – «Компании «Экосистема» и «Транссервиса» – по предыдущим соглашениям.

«Стремление самого бизнеса преумножить доходы понятно. Но следует учесть, что это сфера коммунальная и социально-значимая, и здесь присутствует целый перечень механизмов регулирования. По терсхеме контроль – у Депприроды, по расценкам – у Дептарифов. А в этом случае при фактическом и прогнозном уменьшении образования ТКО чиновникам удалось за счет изменений в схеме обеспечить рост стоимости перевозки. По терсхеме объемы увеличились на 20%, и в конкурсной документации учет идет именно по кубам, которые зачастую – фактически «воздух». Операция в стиле Остапа Бендера. Этого чиновники и не скрывали. А расплатятся за все, как всегда, потребители», – констатируют источники издания.

Со своей стороны «Правда УрФО» адресовала запрос в ФАС с просьбой проверить итоги торгов на соответствие ФЗ.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

1 комментарий к “В торгах на вывоз ТКО в Зауралье «усматривается сговор Депприроды и «Чистого города», а рынок ждет ФАС”

  1. Аноним

    Этот чистый город совсем обнаглел. В деревнях в контейнере для мусора бывает за неделю один два пакета мусора, а счёт людям приходит как будто туда весь район тоскал. Они просто достают из контейнера вручную и грузят в мусоровоз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни