Правительство ЯНАО готово отдать 9 миллиардов за полигоны ТКО. Мусорную концессию назвали фикцией

В округе планируют построить сразу три крупных объекта

Правительство ЯНАО опубликовало обновленные условия заключения 25-летних концессионных соглашений на право строительства трех полигонов и мусоросортировочных комплексов в Салехарде, Новом Уренгое и Муравленко. Согласно конкурсной документации, стоимость каждого из проектов составляет около 3 млрд рублей. В то же время наблюдатели предполагают, что условия конкурсов «заточены» под определенного игрока, а реализация проектов на рыночных условиях в рамках заявленных требований весьма сомнительна. В правительстве ЯНАО претензии экспертов не комментируют. Отраслевые аналитики, в свою очередь, считают, что потенциальным интересантом подобной концессии может стать компания, специализирующаяся на подрядной деятельности, поставках оборудования, но никак не на последующей эксплуатации. Именно так сформулирована конкурсная документация, согласно которой концессионер, построив объект, будет вправе расторгнуть соглашение без каких-либо штрафных санкций, получив при этом из бюджета полную компенсацию понесенных расходов. Таким образом, считают эксперты в области государственно-частного партнерства, проекты на Ямале далеки от реальной концессии и в большей мере напоминают обычные договоры подряда «под ключ», замаскированные под концессионные соглашения.

Эксперты раскритиковали обновленные условия концессионных соглашений на полигоны ТКО в ЯНАО. В частности, аналитики высказали суждение, что изменения могут быть прописаны под определенного игрока, фактически давать инвестору преимущественное право и право не эксплуатировать объект после строительства. По сути, отмечают отраслевики, масштабные концессии в ЯНАО больше похожи на «договор подряда в интересах определенного круга лиц».

Так, например, в документации установлено, что победитель торгов после первого года эксплуатации должен обеспечить ежегодное снижение операционных затрат на эксплуатацию объектов. Стартовый показатель критерия установлен в размере 3%. В действительности же, считают участники рынка, обеспечить такую эффективность, при этом сохранив рентабельность, особенно в сфере ТКО практически невозможно.

Вторым сомнительным, по оценке отраслевиков, пунктом являются условия расторжения концессионного соглашения. Так, в 18 пункте приложения №2 к первому тому конкурсной документации прописано, что после ввода объекта в эксплуатацию концессионер может по собственной инициативе расторгнуть договор и не эксплуатировать ни полигоны, ни мусоросортировочные комплексы, оставив эти функции округу. В то же время никаких штрафных санкций для инвестора не предусмотрено, после расторжения соглашения концессионер получает от округа компенсацию 100% затрат, включая проценты по привлеченным кредитам. Единственное, что правительство ЯНАО не намерено возмещать – расходы на проектирование, которые оцениваются примерно в 40-50 млн рублей за объект, но это может оказаться гораздо ниже того, что застройщик собирается заработать в процессе строительства и поставки оборудования.

Именно этот пункт, судя по всему, может объяснять жесткие, практически невыполнимые условия конкурса. Дело в том, что при подаче заявки потенциальный концессионер может максимально «задрать» показатель по снижению эксплуатационных расходов, понимая, что ему позволят безнаказанно отказаться от эксплуатации объекта. Компания заработает на строительстве и получит полную компенсацию из бюджета. «Получается, что правительство Ямала рассчитало экономически обоснованный уровень затрат на эксплуатацию, но придет кто-то и скажет, что готов эксплуатировать гораздо дешевле. Тогда непонятно, как считали затраты в правительстве. Либо же потенциальный концессионер явно переоценит свои возможности, даст лучшие условия ради победы в конкурсе, но в итоге откажется от эксплуатации, так как это станет экономически невыгодным, что опять же приводит к мысли о том, что в реальности есть желание заработать на строительстве объектов, а потом хоть трава не расти, за все в ответе власть. Либо региону придется повышать расходы для концессионера, а это нереально, т.к. прямо нарушит условия конкурса», –  говорит один из отраслевых экспертов.  Еще один собеседник «Правды УрФО» отметил, что иногда власти намерено ставят жесткие условия, чтобы в конкурс не залазили «посторонние».

«Таким образом, создаются преимущественные условия под конкретного интересанта, и это уже повод для работы соответствующих надзорных органов. Как правило, в таких случаях конкурсную документацию пишет сам будущий концессионер. Однако при таких финансово емких проектах, как правило, привлекаются кредиты, а крупные банки тщательно изучают документацию и не связываются с сомнительными концессиями. Сомневаюсь, что уважающие себя банкиры, работающие на рынке концессий, согласятся финансировать такое строительство», – считает собеседник издания в одной из консалтиногвых компаний.

 

Фото: ugra-news.ru

Пока участники рынка не берутся однозначно сказать, под кого именно сформированы условия конкурсов. Так, в пресс-службе регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Инновационные технологии» не подтвердили намерения принять участие в проекте.

«На территории ЯНАО, помимо регионального оператора по обращению с ТКО, работают и другие профильные компании, занимающиеся стратегическим инвестированием в отрасль. Не исключаем, что кто-то из них будет участвовать в конкурсах на право заключения концессионных соглашений. Остальные вопросы целесообразно адресовать непосредственно организатору конкурсов», – заявили в компании.

«Правда УрФО» обратилась в пресс-службу губернатора ЯНАО с просьбой прокомментировать неоднозначные условия конкурса, однако в течение рабочей недели подчиненные губернатора Дмитрия Артюхова на запрос издания не отреагировали. 

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда о компаниях
Правда жизни