Министерство экологии Челябинской области заявило новый проект территориальной схемы по обращению ТКО. Уже в следующем году должно начаться проектирование нового мусоросортировочного комплекса вблизи деревни Чишма вдоль трассы М5. В качестве площадки размещения уже выбран участок в Сосновском районе, примерно 3,5 км на юг от центра деревни Большое Таскино.
Фото: obzor74.ru
Мощность планируемого объекта составит 250 тыс. тонн в год с перспективой ее увеличения до 300 тыс. тонн в год при перераспределении потоков. По соседству будет расположен полигон ТКО, рассчитанный на прием 200 тыс. тонн мусора ежегодно. Строительство обоих объектов правительство надеется начать в 2023 году, и ввести в эксплуатацию полигон в 2023, а сортировочный комплекс – в 2024 году.
Чиновники отмечают, что намерены построить второй по масштабам МСК в регионе за счет частных инвестиций через заключение концессионного соглашения. Стоимость сортировки оценивается Минэкологии в 1 млрд рублей, а полигон потребует вложить еще 600 млн.
Как рассказал «Правде УрФО» один из участников мусорного рынка, еще недавно Минэкологии обсуждало стоимость проекта на сумму более 3 млрд рублей. Тогда в качестве потенциальных инвесторов в правительство региона на неофициальную встречу пригласили действующего регоператора ООО «Центр коммунального сервиса», ООО «ЭКО Народный», АО «Систиматик», реализующее концессию в Магнитогорске, и УК «Региональный оператор», работающую в Московской области.
Отметим, что на новый МСК предполагается свозить ТКО со всего Челябинска, а также Красноармейского и Кунашакского муниципальных районов. При этом сейчас все отходы с указанных территорий, а также Сосновского района поступают на «Полигон ТБО» в Полетаево, который на рынке считают подконтрольным ООО «ЦКС». Вместе с тем, после строительства полигона под Чишмой, непосредственно в Сосновском районе, отходы отсюда продолжат везти в Полетаево, добавив к ним мусор из Еманжелинского, Коркинского и Еткульского районов.
Таким образом, Минэкологии в очередной раз создает перекрещивающиеся и неоптимальные маршруты перевозки ТКО, полагает рынок. Например, кратчайшая перевозка от центра Челябинска до Чишмы занимает 52 километра, в то время как до Полетаево – всего 28 километров. Более того, считают наблюдатели, такое перераспределение может свидетельствовать об «охлаждении» отношений между чиновниками и региональным оператором.
«Судя по всему, бенефициары ЦКС могут контролировать все сферы в части обращения ТКО: собственно регоператора, крупнейшие контракты на транспорт мусора через компанию «Эковывоз», а также сортировку и захоронение в Полетаево. Если весь мусор передадут в Чишму, на Полетаево с 2025 года, согласно новой терсхеме, останется только 63 тыс. тонн ТКО по году. Возникает вопрос, зачем нужно было вкладывать 370 млн рублей в создание этих мощностей, которые в итоге будут простаивать, а рядом с ними строить дополнительные?» – рассуждает инсайдер.
Фото: пресс-служба ЦКС
Экономист Сергей Гордеев считает, что, с одной стороны, сведение обработки ТКО на Полетаево к минимуму – верное с точки зрения экологии решение, однако застарелые экономические проблемы новый документ не решает.
«Полигон в Полетаево начинался как временный вариант и не рассчитан на те объемы, что получает сейчас. Его создание было инициативой прежнего губернатора Бориса Дубровского. Однако со временем появится проблема удорожания услуг на вывоз ТКО из-за изначально завышенного транспортного плеча. Проблема в том, что вся схема связана с перевозкой несортированного мусора на большие расстояния. Пропорционально удлинению маршрутов будет расти и нагрузка на областной бюджет, которому придется компенсировать стоимость услуги для населения. Напомню, что самый первый документ принимался как ажиотажный вариант, чтобы закрыть городскую свалку к ШОС и БРИКС», – считает Сергей Гордеев.
Единственным вариантом сохранения за ЦКС и связанными структурами стабильно налаженного дохода может стать только передача ему прав на строительство новых объектов в Чишме. В таком случае компания опять отобьет все вложенные инвестиции, получит гарантированную загрузку мощностей и, что немаловажно, существенно заработает на увеличенной перевозке ТКО из Челябинска.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Справочно:
ООО «ЦКС» официально контролируется Львом Гниденко через АО «Ойкумена» и ООО «Прайм». В 2020 году общество впервые показало прибыль в 40 млн рублей.
Фото превью: пресс-служба ЦКС