Горящие леса Свердловской области повлияют на федеральное законодательство. В МЧС требуют реформ и новых полномочий

Причины пожаров усмотрели в Лесном кодексе и развале Авиалесоохраны

Охватившие Средний Урал лесные пожары, начавшиеся практически сразу после пика аналогичных проблем в Якутии, должны повлечь за собой системную реформу профильных ведомств и отраслевого законодательства. По словам спасателей, занятых на тушении вместе с волонтерами и специалистами Авиалесоохраны, действующая на данный момент в России система мониторинга и борьбы год за годом показывает свою неэффективность, и в такие засушливые годы, как этот, приводит к экологическим бедствиям, последствия которых затрагивают уже не только сами леса, но и всю экономику России. При этом сотрудники «на земле» указывают, что позиция руководства, заявляющего о сохранении контроля над ситуацией, даже когда Свердловская область вышла на первое место в стране по количеству действующих пожаров, вызывает у них опасения, что необходимые преобразования вновь попытаются отложить или вовсе отказаться от них. Однако дальнейшее игнорирование проблемы, считают собеседники редакции, приведет лишь к усугублению проблем, и если на сегодня эвакуировать приходится в худшем случае коллективные сады и деревни, то уже через несколько лет опасность будет угрожать и крупным городам.

Масштабные лесные пожары, уничтожающие сотни гектаров леса по всей России, в том числе и в Свердловской области, будут продолжаться каждый год, если на федеральном уровне не будет принято решений о кардинальных реформах. По итогам нескольких недель борьбы с огнем к такому выводу пришли сотрудники как МЧС, так и Авиалесоохраны, работающие непосредственно на месте возгораний. По их словам, корень проблемы, вероятнее всего, можно усмотреть в нормах Лесного кодекса и ведомственных приказах профильных министерств.

Фото: «РИА Новости»

«Свердловская область на первом месте по числу лесных пожаров в России. Треть всех возгораний в стране – наша. Уничтожаются сотни гектаров леса, который можно было бы спасти, но для этого необходимо системно менять и федеральное законодательство, и организацию работы профильных ведомств», – уверен собеседник «Правды УрФО» из числа сотрудников МЧС, относящихся к младшему командному составу.

По его словам, об изменениях начали говорить еще 10 лет назад. Но с тех пор если и проводились реформы, то только ухудшающие ситуацию.

«На первом месте – Лесной кодекс. Еще когда его принимали, специалисты предупреждали, что он ставит под вопрос дальнейшее существование системы мониторинга и предупреждения пожаров. Авиалесоохрана, например, раньше достигала численности в 70 тысяч человек. Приняли этот кодекс – и на всю страну осталось меньше 20 тысяч. Потому что полномочия отдали регионам, а вот деньгами не обеспечили. А это и людям зарплату платить, и технику содержать. Самолеты и вертолеты – это не какой-то УАЗик, который «на коленке» починить можно. Свердловская область – не исключение», – пояснил на условиях анонимности один из спасателей.

Отметим, по действующему законодательству в МЧС не отвечают за тушение лесных пожаров – спасателей привлекают лишь в случаях, когда возникают угрозы населенным пунктам или объектам жизнеобеспечения. В остальных случаях бороться с огнем должна та самая сокращенная в несколько раз Авиалесохрана. Сотрудники которой также указывают на системные проблемы, возникающие в том числе и в случае привлечения МЧС.

«Привлекают МЧС – хорошо, но что с ними делать? Ребята – профессионалы по тушению зданий, промышленных объектов, да даже машин – но тут же лес. Тут специальные знания нужны, и раньше это были подразделения пожарных десантников, специализировавшихся на лесных пожарах. Но, видимо, кому-то показалось, что экономически неэффективно платить круглый год зарплату парням, которые якобы работают два-три месяца. То, что остальное время они не бездельничали, а за эти два месяца своевременным тушением вообще сберегали денег в сотни раз больше своей зарплаты, до высокопоставленных «счетоводов», видимо, не доходит. Налицо потрясающая неспособность к стратегическому планированию», – возмущается представитель свердловской Авиалесоохраны.

При этом он указывает, что даже на имеющиеся ставки найти людей крайне сложно, а каждая свободная вакансия означает отсутствие контроля на «подведомственной» территории.

«Жесткие физические требования, требования по образованию, отбор – в общем, тут люди нужны такие, которых, что называется, «с руками оторвут» любые работодатели. И тут мы с зарплатой в 15-20 тысяч. Кто к нам пойдет? Только отчаянные энтузиасты. Но их мало. Зато теперь все знают, чем пахнет такой подход – нет, наверное, в области города, который бы в этом году не затягивало гарью и смогом», – возмущается представитель профильной структуры.

При этом отдельное возмущение у него вызывают официальные заявления региональных властей и руководство главка МЧС о том, что на борьбе с пожарами не нужны волонтеры, так как «хватает сил и средств». Свои объяснения такой позиции предложил депутат гордумы Екатеринбурга Тимофей Жуков, сам участвовавший в тушении одного из пожаров в районе горы Волчиха. Он, отметим, поддерживает и тезис о том, что нехватка кадров могла способствовать столь сильному разрастанию территории, охваченной огнем.

«Пожар не сразу ведь распространился на такую площадь. Были не столь масштабные возгорания, которые не отследили, не потушили вовремя. И надо, конечно, детально разбираться, как так получилось. Кто не отследил, почему так получилось. Если говорить о волонтерах – то, наверное, я понимаю, почему такие заявления идут. Во-первых, если кто-то из этих руководителей признает, что не справляется, то у него вполне могут спросить командиры из Москвы, мол, «как же так, что у тебя там происходит?». А во-вторых, с волонтерами не так просто. Никто не может брать ответственность за неподготовленных людей, а ведь едут именно такие. Но «на месте» от помощи никто не отказывается. В зону активного горения, конечно, не пустят, но есть необходимость, например, после прохождения расчета проверить на предмет скрытых очагов. Сам видел – вроде потушили, пожарные ушли дальше, – и тут же вновь вспыхивает. Вот тут вполне хватает волонтера с ранцевым огнетушителем», – поделился своими впечатлениями Тимофей Жуков.

По заверениям опрошенных редакцией представителей МЧС и Авиалесоохраны, единственным выходом из ситуации является новая реформа, которая должна восстановить контроль за лесами с оперативным тушением огня.

Фото: ГУ МЧС по Свердловской области

«Контрольным в голову» мы называем приказ Минприроды, вроде бы 2015 года. Там появились «зоны контроля» – это те же самые леса, но если они горят – то их вообще не надо тушить, надо только смотреть, чтобы огонь не перекинулся на «зоны охраны». Извините, но я не представляю, как остановить верховой пожар, если не затушить его «на старте». Об этом и в приказе, кстати, не написали. Я не знаю, сколько лет мы должны гореть, чтобы до наших руководителей дошло – пора что-то менять, причем в обратную сторону», – уверен представитель Авиалесоохраны.

По его словам, внутри отрасли уже обсуждается ряд конкретных шагов. Самым спорным моментом является дальнейшая судьба как раз этого ведомства – в существующем виде Авиалесоохрана не устраивает даже ее сотрудников. Однако если одни настаивают на возврате «советской» системы с кратным увеличением штата и финансирования, то другие уверены: борьба с огнем во всех его проявлениях должны быть сосредоточена в МЧС, в том числе путем передачи в министерство полномочий по борьбе с лесными пожарами на любой стадии. В противном случае, уверены собеседники редакции «Правды УрФО», через несколько лет эвакуировать придется не только коллективные сады и деревни, но и, возможно, целые города. Пока же в Свердловской области действует сразу 52 лесных пожара на площади почти 8 тыс. га.

«Правда УрФО» будет следить за развитием событий.

Фото: Reuters / David McNew

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни