Серебро из шлама медеплавильного производства Челябинской области переработают в уникальные ювелирные изделия

АО «Кыштымский медеэлектролитный завод» (Челябинская область, входит в «Русскую медную компанию» Игоря Алтушкина) активно развивает работу своего шламового передела. По итогам 2020 года предприятие рассчитывает выпустить порядка 60 тонн серебра.

В настоящее время, из шлама, остающегося в процессе электролиза меди, в аффинажном цехе предприятия получают золото и серебро в слитках и гранулах. Часть драгоценных металлов  продают банковскому сектору, некоторую долю выкупают предприятия из сферы машиностроения и электроники. Но есть у КМЭЗ и необычные заказчики, которые производят уникальную продукцию.

Так, одним из покупателей драгоценного металла в настоящее время является Великоустюжский завод  ювелирных изделий из серебра «Северная чернь». Это единственное предприятие  народного художественного промысла в России, которое сохраняет технологию  чернения по серебру на протяжении 330 лет.

«Мы пробовали закупать серебро у других поставщиков,  но на выходе качество получается не то, например, на изделии выходили черные пятна. Поэтому было решено остановиться на кыштымском металле», — рассказал  «Правде УРФО» представитель предприятия.

Завод, производственные мощности которого находятся на родине Деда Мороза в Великом Устюге, закупает в Челябинской области  гранулы серебра 999,9 пробы. Металл переплавляют в слитки с добавлением меди, чтобы получить традиционную для ювелирных изделий 925 пробу. Дальше их раскатывают в серебряное полотно, уже из которого производят, украшения, посуду, сувенирную продукцию и даже иконы.

Плоские предметы на заводе получают методом штамповки, объемную же посуду делают за счет ротационной вытяжки пластин. Причем каждую деталь сложной формы делают отдельно, а уже в последующем, зашкурив и обезжирив изделия, ювелиры соединят их между собой серебряным припоем. Все рисунки на изделия граверы наносят вручную – сначала эскизы художника перекладывают на закопченное  серебро с помощью своего рода переводки, а уже затем граверы вырезают рисунок специальными инструментами на основе победита. Украшение некоторых изделий занимает у мастеров  месяцы, а иногда и годы.

«В цехе работают только женщины, мужчины не задерживаются на долго – работа монотонная и очень скрупулезная. Хотя исконно в промысле работали только мужчины и технологию чернения передавали от отца к сыну»,- говорит одна из сотрудниц граверного цеха.

Уникальную технологию чернения также удалось сохранить за счет преемственности поколений. В XIX веке промысел пришел в упадок, мастеров практически не осталось, но сделанные ими работы долгие годы сохранялись в идеальном состоянии. Своим возрождением черневое искусство, вероятно, обязано Иосифу Сталину, который в 1911 году был сослан на Вологодчину.

«Есть версия, что в руки Сталину попала серебряная стопка с чернением, которая ему очень понравилась. После возвращения из ссылки  была поставлена задача возродить производство. Именно тогда  был найден потомственный мастер Михаил Чирков, который обучался технологи и у своего деда»,- рассказали в музее «Северной черни». Под его руководством была создана специальная школа для молодых мастеров, которых обучали художественному делу и технике чернения. Уже впоследствии в 1933 году граверы и чернильщики объединились в артель «Северная чернь», которая наладила выпуск ювелирных изделий. В разные годы на предприятии работало до 800 человек.

В настоящее же время штат достигает 250 сотрудников. Люди вручную наносят на изделие рисунок из бороздок разной глубины, которые впоследствии заполняют чернью. Качество изделий «Северной черни» пока не смогли превзойти ни в одной стране. «Китайцы пытались сделать похожую чернь, но хоть ее состав – не секрет, скопировать ее у них не получилось. Главное — это пропорции, технология, даже время года, ведь чернь готовят только летом.  Значение имеет даже цвет пламени при обжиге. На заводе технология известна лишь двум человекам. По выходу на пенсию они делятся знаниями со своим преемником»,- рассказали на предприятии,  работы мастеров которого в настоящее время находятся как у известных коллекционеров и в экспозициях именитых музеев, так и у первых лиц государств. Например, в 2008 году знаменитую серебряную матрешку из Великого Устюга подарили президенту РФ Владимиру Путину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни