По словам руководителя ведомства, еще два года назад чаще всего претензии предпринимателей касались сроков выпуска товаров.
«Жаловались на затягивание процесса оформления и на простои. Сейчас мы во взаимодействии с бизнесом пришли к тому, что вопрос с повестки был снят. Мы проходили этапы внедрения автоматических технологий. Когда-то оформление занимало 10 дней, и бизнесменов это не устраивало, они хотели пять. Когда стало пять, предпринимателям хотелось, чтобы было два. Сейчас уже норма – один день. Очень много товаров выпускается в такой срок, и жалоб практически нет», — обрисовал актуальную ситуацию глава УТУ.
Еще одним поводом для жалоб было применение со стороны сотрудников различных форм таможенного контроля. В настоящее время досматривается 4-5% от общего количества импортируемых партий товаров, этот уровень сохраняется не первый год, однако, по словам собеседника издания, напряженность удалось нивелировать за счет скорости их проведения и выборочности.
«Процедуры перестали носить некий, возможно, предвзятый или ангажированный характер, нам в целом удалось достичь взаимопонимания с бизнесом. Еще одно направление, по которому мы работаем – это запросы. Акцентируем на нем внимание, поскольку бывает, что требования предоставления документов вызывают сомнения в их целесообразности и уместности», — отметил Максим Чмора.
Руководитель УТУ также указал, что до перехода работы в электронный формат типичными были ситуации, когда таможенные представители либо сами предприниматели, подав декларацию, «немедленно повисали на телефоне», оказывая психологическое давление на инспекторов, подталкивая к скорейшему выпуску. После создания электронной таможни контакты были минимизированы, а полномочия по общению с участниками ВЭД были сосредоточены в руках начальников подразделений.
«Это привело к взрыву негодования. Некому позвонить, некому пояснить! Но здесь нужно разделять понятия – «пояснить» и «повлиять». Пожалуй, это было последним критическим фактором, который снизился в условиях пандемии. Сейчас всем приходится привыкать к новым условиям», — заметил начальник управления.
Что касается судебных споров, то, как правило, они возникают в двух случаях, когда представители компаний не согласны с определенной сотрудниками ведомства таможенной стоимостью товаров или их классификацией. По словам собеседника агентства, таможня стремится переходить в формат досудебного урегулирования конфликтов, руководствуясь не «намерениями защиты чести мундира, а критериями законности». Суд же может принять независимое решение в случаях, когда нормы законодательства сложно однозначно истолковать.
«Но могу отметить неприятный момент, когда при решении судебных вопросов начинает активно использоваться медийное пространство. Есть ряд практикующих юристов, которые периодически стремятся создать в медиа шумиху, нередко просто неправдоподобную. Используют и соцсети. Это зачастую ни что иное как реклама собственных услуг. Цель здесь одна – не объективно отразить ситуацию, а привлечь как можно больше клиентов. Мы готовы налаживать отношения с бизнесом. Именно для него мы работаем, он является объектом нашей работы, и законному бизнесу мы содействуем. Таковы наши задачи», — заключил Максим Чмора.