Правительство Курганской области определило региональному оператору «Чистый город» предельный тариф на вывоз и утилизацию мусора. Ставка установлена в размере 561 рубль за кубометр или 3555 за тонну. Между тем, как отмечают источники, расчетная плотность определена в 158 килограмм за кубометр, а не 100, как в среднем по остальным регионам России. Однако при коммерческом учете ТКО, который используется для юридических лиц, сумма платежа рассчитывается исходя из объема, а не веса. То есть юридическое лицо платит по формуле: количество кубометров, умноженное на установленную плотность, что в полтора раза выше среднего показателя. Таким образом, в действительности цена за вывоз тонны мусора для предприятий составит не 3555 рублей, а 5617 рублей.
Это выше, чем во всех других регионах Уральского федерального округа. В частности, в Тюменской области стоимость вывоза одной тонны мусора для юрлиц составляет 4627 рублей, в Свердловской области средняя сумма для трех зон – 4423рубля, в ХМАО – порядка 5550 рублей, в Челябинской области – 4238 рублей. Кроме этого, регоператор освобожден от НДС, поэтому сумма платежей по этому налогу не возмещается для курганских предприятий.
При этом в тарифе для курганского регоператора не учтена инвестиционная составляющая – то есть «Чистый город» не обязан строить новые объекты в сфере обращения ТКО. По мнению политолога Андрея Шуклина, такие тарифы напрямую снижают инвестиционную привлекательность бедного региона.
«Бизнесу надо делать послабления, особенно в депрессивном регионе. Однако такие тарифы влияют негативным образом. Наличие инвестсоставляющей оправдывало бы высокий тариф, но ее, опять же, нет. В свою очередь, строительство мусоросортировочных комплексов давало бы регоператору дополнительную выручку, которая шла бы на снижение тарифа, как это происходит в Тюмени. Но чтобы реализовать такую модель, в регион должен прийти инвестор с решением проблемы, от которого выиграли бы и потребители, и экология», – отметил собеседник издания.
По словам технического директора ООО «Новый ресурс» (ранее компания занималась возкой мусора) Эдуарда Шашкова, в Курганской области стоимость вывоза отходов оказалась выше, чем в соседних регионах из-за больших расстояний между населенными пунктами и полигонами ТКО. На транспортную составляющую в тарифе приходится 78%, поскольку сумма рассчитана на всю область, в том числе на отдаленные территории, а это в большинстве случаев мелкие поселки. Однако в действительности эти отдаленные населенные пункты сегодня не обслуживаются, отметил Шашков.
«В договоре с перевозчиком прописаны миллионные штрафы за несвоевременный вывоз отходов. Сколько этих несвоевременных вывозов уже было? И никаких штрафов», – подчеркнул перевозчик.
Отметим, ООО «Новый ресурс» также заявлялось на конкурсы по отбору перевозчика ТКО, однако все 11 контрактов на вывоз мусора регоператор заключил с аффилированной компанией «Экосистема». По словам перевозчика, документация была составлена таким образом, что другие компании просто не отвечали требованиям. В противном случае заказчик мог бы парализовать работу подрядчика многочисленными штрафами.
«Там такой договор: не прописано, сколько надо вывезти, и как будет оплачиваться работа. Конкурсную документацию регоператора согласовывал областной департамент. Почему он оказался таким лояльным? Это уже вопрос к правоохранительным органам», – добавил Эдуард Шашков.
«Правда УрФО» направила запрос в правительство Курганской области с просьбой прокомментировать такое тарифное решение. Ответ на момент публикации материала не поступил. Дозвониться до «Чистого города» не удалось.
Фото: nakanune.ru