Свердловская область увеличила доходы от туризма

Вопросы развития отрасли обсудили на заседании «Экспертного клуба Екатеринбурга»

На очередном заседании «Экспертного клуба Екатеринбурга» представители отрасли, бизнесмены, чиновники и аналитики обсудили вопросы развития туристической отрасли на территории Свердловской области. По мнению большинства участников дискуссии, наиболее перспективными для региона являются деловой и промышленный туризм.

В мероприятии приняли участие замминистра инвестиций и развития Свердловской области Евгений Копелян,  директор управляющей компании ТРК «Гора Белая» Леонид Гункевич, генеральный секретарь FIJET-Russia Алексей Ванченко, директор «Агентства развития Сысерти» Ян Кожан, директор «Парка Сказов» Наталья Ларионова, глава администрации Сысертского городского округа Дмитрий Нисковских, руководитель «Экспертного клуба Екатеринбурга», директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин, эксперт Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), специалист по геобрендингу Сергей Новопашин, глава департамента по связям с общественностью «Русской медной компании» Дмитрий Федечкин, политолог Владимир Чудаев, а также представители СМИ.

Евгений Копелян рассказал участникам встречи о ежегодном росте потока туристов, в том числе зарубежных, посещающих Екатеринбург и Свердловскую область. По итогам 2018 года турпоток составил более 1,5 млн человек, что на 14% выше уровня 2017 года. Сохраняется позитивная динамика и в текущем году. По итогам I полугодия рост, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего, составил 15%.

При этом 8% от общего числа туристов, посетивших область в прошлом году, прибыли из зарубежных стран. Примерно такое же соотношение фиксируется и в текущем. За январь – июнь в регионе побывало 60,2 тыс. туристов из-за границы.

По словам Евгения Копеляна, ежегодно увеличиваются доходы сферы туризма и гостеприимства. По итогам 2018 года они достигли 10 млрд рублей, что на 15% выше предыдущего. Позитивная динамика наблюдается и в 2019 году. За I полугодие рост доходной базы составил 8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года (соответственно, 4,4 и 4,1 млрд рублей).

«Более половины всех гостей, которые прибывают в Свердловскую область и город Екатеринбург, – деловые туристы. Не случайно, экспертами туристической отрасли Екатеринбург отмечен в тройке лучших субъектов России по развитию делового туризма. Популярностью у иностранных граждан пользуются крупные конгрессно-выставочные и деловые мероприятия, культурно-познавательные достопримечательности. Примерами мероприятий Свердловской области, пользующихся повышенным спросом у гостей и туристов, являются: международные выставки «ИННОПРОМ», «Леспром-Урал ПРОФИ», WorldSkills, Build Ural, форумы 100+ Forum Russia, «Большой Урал», Уральская индустриальная биеннале, IT-конференция DUMP и другие», — перечислил замминистра инвестиций и развития Свердловской области.

Акцент на лидирующих позициях делового и промышленного туризма делали и другие спикеры. При этом Дмитрий Федечкин обозначил и другие функции этого направления, кроме познавательных.

«Промышленный туризм на Урале имеет огромный потенциал. Сегодня технологии у большинства предприятий современные, чистые, и промышленный туризм работает не как зрелищная экскурсия, а как инструмент пропаганды рабочих профессий. У этого мероприятия нет цели по окупаемости, но есть другая цель – прекратить бегство молодежи, нужно решать эту задачу – удержать молодежь. И такой туризм может стать подспорьем в решении этой проблемы. Мы в РМК сегодня вплотную подходим к разработке промышленных маршрутов, у нас есть уникальная возможность показать всю цепочку: как добывают медь, как ее плавят и как производят тонкую медную фольгу», — рассказал глава департамента компании по связям с общественностью.

В свою очередь, Леонид Гункевич высказал мнение, что развивать в регионе необходимо прежде всего туристическую инфраструктуру для жителей Свердловской области и сопредельных территорий. Одной из таких зон в будущем должен стать туристический кластер «Гора Белая».

«Мы находимся под влиянием стереотипов, что туризм – это когда к нам приезжают какие-то иностранцы. Цифры говорят о том, что главное – это внутренний туризм. Главное – это наш человек, который будет каждые выходные приезжать и тратить деньги. Однако у нас нет ни одного места, где можно нормально провести отпуск, не ущемляя себя, у нас нет  инфраструктуры. Мы должны озаботиться в первую очередь тем, где нам самим проводить приятно время. Гора Белая – это попытка создать «маленькую страну», где можно получить все виды отдыха от горнолыжного спорта до летних сплавов. Не надо идти на поводу  иллюзий, бороться за иностранного туриста, надо озаботиться простыми вещами и создать инфраструктуру для самих себя», — высказал свое суждение директор управляющей компании ТРК «Гора Белая».

Проблематику, связанную с развитием отрасли, в своих выступлениях подняли Алексей Ванченко и Ян Кожан. Генсек FIJET-Russia, в частности, отметил, что, будучи по объективным причинам вынужденным развивать деловой туризм, Екатеринбург, тем не менее, может предлагать приезжающим гостям более разнообразный досуг.

«Екатеринбург не имеет реперных точек по сравнению с городами с 1000- или 500- летней историей и вынужден спасаться бизнес-туризмом. Но и его можно построить так, что не будет хватать мест в гостиницах. У туриста четыре потребности: как добраться, где жить, что кушать и что смотреть. Нужно дать людям все, что они хотят, и в гостиницах не будет свободных мест. В отличие от Венеции и Барселоны, где хотят избавиться от туристов, у нас противоположная цель – этих туристов привлечь. Инфраструктура сейчас хромает, но с этим мы можем справиться», — считает спикер.

О необходимости делать туристам комплексные предложения рассказал присутствующим Ян Кожан. «Никто не мыслит одним направлением: так, я – гастротурист, на завод не смотрю, только ем. Первое что мы должны сделать – это комплексное предложение. Потом мы должны найти свои интересные «фишки». Можно ли, к примеру, у нас покататься на танке или спуститься в шахту? А ведь такие развлечения могли бы стать магнитом для туристов», — отметил директор «Агентства развития Сысерти».

Глава городского округа Дмитрий Нисковских рассказал о концепции, которая в результате смогла бы предоставить продукт, интересный и востребованный как туристами, так и местными жителями.

«У нас в Сысерти есть множество мест, которые интересно посетить, но самым главным объектом, который мы развиваем, является территория исторического центра – бывший железоделательный завод, являющийся памятником федерального значения. Эта достопримечательность промышленного наследия расположена в самом сердце Сысерти. У нас сформирована концепция развития этого места, создания культурной и образовательной инфраструктуры. Это большой бизнес-инкубатор для малого и среднего бизнеса в сфере туризма и гостеприимства. Концепция предусматривает создание инфраструктуры, которая нужна местным жителям и гостям. Кинотеатр, кафе, мастерские, площадки для концертов и творческой реализации молодежи, куда можно приехать всей семьей и позаниматься ремеслом, например, выковать с кузнецом свой фамильный герб», — описал смысл концепции Дмитрий Нисковских.

О необходимости поддержки туристических проектов, рассчитанных прежде всего на жителей Свердловской области, рассказала Наталья Ларионова. «Парк сказов» в настоящее время принимает порядка 100 тыс. посетителей в год, в том числе, регулярно приглашает детей из многодетных семей и детдомов. Существуют планы строительства новой комфортабельной гостиницы и других объектов, однако для этого необходимы «длинные» кредиты и льготные условия.

Оценивая уровень Екатеринбурга как туристического центра, Владимир Чудаев поделился своими наблюдениями. Как сообщил сотрудник Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, уровень сервиса в столице Урала, по его мнению, выше московского и петербургского. Высок и инвестиционный потенциал. «В Свердловской области, кроме государственных музеев есть 370 частных, это говорит о том, что есть мощные частные инвесторы. Их потенциал можно направить для создания инфраструктуры», — заметил спикер.

Специалист по геобрендингу Сергей Новопашин затронул вопрос создания собственной мифологии для привлечения туристов. «Для развития туризма нам нужна своя мифология. Фактура есть, к примеру, я сам в детстве сидел за партой Павлика Морозова. Это и есть местная мифология. Какая-то женщина в селе Покровском продает возможность посидеть на стуле Распутина и обещает, что после этого будут деньги и удача. О чем это говорит? Народу не нужна правда, ему нужна мифология», — полагает эксперт ФоРГО.

Подводя итоги дискуссии, руководитель «Экспертного клуба Екатеринбурга» Анатолий Гагарин сказал, что актуальной задачей для всех заинтересованных в развитии туристического рынка сторон станет создание новых точек притяжения потоков.

«Эксперты пришли к выводу, что нам не хватает современной мифологии, которая могла бы дать новый импульс для развития туризма, и они даже предложили эту мифологию придумать. Нужно сказать, что у нас богатая история, богатая культура, которая остается невостребованной, есть много «изюма», который разбросан, думаю, что историки и краеведы могли бы преподнести его в совершенно новой упаковке. Нужно создавать новые «магниты» не только для внешних, но и для внутренних туристов. В этом смысле Сысерть сейчас совершает мощный рывок вперед, переосмысляя свое историческое наследие, создавая новые точки притяжения, как для путешественников, так и для представителей малого и среднего бизнеса», — заключил аналитик.

Фото: «Экспертный клуб Екатеринбурга» / Александр Исаков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда о компаниях
Правда жизни