«С середины прошлой недели декларации на товары отправить в таможню практически нереально. В четверг подали всего одну. В пятницу сами таможенники предупредили, чтобы даже не пытались подавать. Такие же проблемы испытываем и сегодня. Между тем товары лежат на складе, за хранение нужно платить. Заказчики одолевают нас звонками, у кого-то линия стоит, у кого-то грозит срывом контракт. При подаче декларации в электронной форме необходимо «прицеплять» к ней документы для архива. Это сделать невозможно, и соответственно, она просто не сможет дойти до адресата. Поначалу объясняли, что идет очередное обновление, а потом выяснилось, что серверы в ФТС полетели», – рассказал изданию сотрудник внешнеэкономического отдела одной из крупных компаний Урала.
Собеседник агентства в Уральской электронной таможне, с помпой начавшей свою работу в июле, наличие проблем признает.
«Да, есть сложности. В пятницу нам пришлось трудиться до позднего вечера, но все равно работа шла с перебоями. Я не исключаю, что нештатная ситуация сложилась сразу из-за нескольких факторов. И сбой во время обновления наложился на проблемы с серверами. Когда ситуация нормализируется, нам не говорят. Зато кулуарно высказывались идеи, что, возможно, временно разрешат принимать декларации на бумажных носителях, как несколько лет назад. Правда, до этого пока не дошло», – высказал свою точку зрения сотрудник.
Из официальной информации ФТС следует, что причина инцидента связана с выходом из строя отдельных элементов аппаратно-технических средств.
«Зарегистрирована НШС 000285869. В связи со сбоем в системе кондиционирования Главного центра данных ФТС России, приведшем к выходу из строя отдельных элементов аппаратно-технических средств, часть информационных ресурсов временно размещена на оборудовании, имеющем ограниченный ресурс производительности. В связи с этим наблюдаются отдельные проблемные вопросы с обработкой информации, поступающих в электронный архив документов декларанта», – оповещают участников ВЭД представители федеральной службы.
Между тем аналитики интернет-каналов, освещающих ведомственную тематику, утверждают, что проблема носит характер ЧП федерального масштаба, грозящего миллиардными потерями, сравнимыми со средствами, выделенными из бюджета на реформу ФТС, включающую в себя создание сети региональных электронных таможен.
«16 июля в здании ЦТУ на Комсомольской площади произошла нештатная ситуация. Там находится серверная центра обработки данных ФТС, где хранится вся информация, необходимая для таможенного оформления. Из-за жары все обрушилось. Пришел блэкаут. Встало все: транзит, оформление, система управления рисками, система контроля. Софт перестал работать. Пять лет назад, когда принималось новое таможенное законодательство, была исключена возможность подачи декларации в бумажном виде. Однако при возникновении ЧП глава ФТС Владимир Булавин распорядился принимать декларации по старинке. Ирония заключается в том, что неделю назад все региональные таможни доложили о хорошей работе программного обеспечения в рамках проводимой реформы о создании центров электронного декларирования, задуманной для цифровизации экономики и оптимизации оргштата ФТС. По данным из самой таможенной службы, приблизительные потери от случившегося могут достигнуть от 5 до 10 миллиардов рублей. Примерно та же сумма необходима для проведения реформы», – сообщает автор канала «Труба под Неглинной».