По данным общественников группы ОНФ «Честная и эффективная экономика», магнитогорское МУП «Горторг» осуществляет закупки продуктов по 223-ФЗ крупными лотами стоимостью в несколько десятков миллионов рублей каждый, что ведет к ограничению участия потенциальных поставщиков.
В 2016 году были проведены закупки мяса на общую сумму свыше 70 млн рублей. Тогда как доступ субъектов малого и среднего производственного бизнеса к муниципальному заказу был ограничен в силу высокой стоимости контрактов, необходимости денежного обеспечения их исполнения при невозможности использования банковской гарантии. В результате сельхозтоваропроизводители были лишены возможности реализовывать свою продукцию. Аналогичная ситуация наблюдается и по другим товарным позициям, закупаемым муниципальным предприятием.
«МУП «Горторг» в период с 2014 года провел 245 аукционов с единственным участником, 81 аукцион прошел без снижения цены, было заключено 133 контракта по цене, превышающей начальную максимальную. При этом многие крупные конкурсы МУПа выигрывают микроскопические фирмы с численностью персонала в 5-15 человек и уставным капиталом в 10 тыс. руб. Это позволяет предположить, что победители являются перекупщиками либо «карманными» компаниями, заранее посвященными в условия конкурсов», – прокомментировал эксперт регионального отделения ОНФ Яков Каретный.
Представители УФАС на заседании рабочей группы согласились с доводами экспертов ОНФ и подтвердили наличие проблемы монополизма в сфере закупок питания в Магнитогорске. Они уточнили, что поскольку не все предприниматели обращаются в антимонопольную службу, ведомство не имеет возможности оперативно вмешаться в ситуацию по каждому конкурсу. Выяснилось, что Главное контрольное управление Челябинской области не имеет правовых оснований для проведения надзорных мероприятий над муниципальными предприятиями, проводящими закупки по 223-ФЗ.
По мнению руководителя региональной рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» Артема Артемьева, региональным властям необходимо составить реестр потенциальных поставщиков-производителей из числа компаний малого и среднего бизнеса и целенаправленно работать по созданию условий для их доступа к муниципальному заказу.
«Например, мы намерены рекомендовать составить на 2017 год план закупок продуктов для муниципальных учреждений у субъектов производственного малого и среднего бизнеса», – подвел итоги обсуждения Артем Артемьев.
По результатам дискуссии эксперты ОНФ в Челябинской области подготовят предложения правительству области по проблеме закупок продуктов питания для школ и увеличению участия в поставках компаний.
Фото: ОНФ Челябинской области