«Дочка» «ТВЭЛа» потеряла проект на миллиарды в банкротстве «Тролзы». Партнеры пошли к конкурентам

Нишу на рынке занимают «Роснано» и ПК «Транспортные системы»

Новоуральский производитель накопителей энергии «НПО «Центротех» получил крупный иск от производителя трамваев «Тролза», для которого планировал производство накопителей энергии на сумму в несколько миллиардов рублей. Ушедшая в банкротство «Тролза» подсчитывает убытки, на которых сказался, в том числе, срыв производства «зеленого» транспорта. Проект разработки накопителей энергии для нужд предприятия на НПО «Центротех» был сорван, что представители промобъединения объяснили «затяжками решения вопросов финансирования» этой деятельности основным акционером – топливной компанией «ТВЭЛ». В настоящее время работа в сфере накопления энергии передана от новоуральского предприятия к отраслевому интегратору «Рэнера», однако, несмотря на громкие заявления о международном сотрудничестве, компания второй год несет убытки. Обладатель лицензии на технологии, использованные «Центротехом» при разработке накопителя энергии, заявил о ликвидации, а конкуренты вывели на рынок собственную технику. Новоуральскому производителю после неудачной попытки реализации проекта остались лишь длительные судебные разбирательства.

Саратовский производитель трамваев ЗАО «Тролза» пытается взыскать с ООО «НПО «Центротех» (70,5% принадлежит АО «ТВЭЛ») 115 млн рублей в качестве компенсации убытков. Соответствующий иск подан в Арбитражный суд Свердловской области. Примерно такую же сумму неустойки компания «Тролза» ранее была вынуждена выплатить АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) из-за срыва контракта на поставку 50 троллейбусов «ТРОЛЗА-5265 «Мегаполис» в 2019 году.

Причиной, как указывается в документах суда, стало отсутствие систем накопителей энергии (СНЭ), которые должен был поставить «Центротех».

Фото: transphoto.org

В промобъединении считали разработки весьма перспективными, а представители ГК в 2017-2018 годах заявляли об активной работе в этом перспективном направлении. Для «Тролзы», на тот период являвшейся одним из крупных производителей городского пассажирского транспорта в России, НПО планировало наладить массовый выпуск накопителей энергии на базе литий-ионных аккумуляторов.

«Проект предполагал выручку в несколько миллиардов рублей», – добавляет источник издания, знакомый с ситуацией.

Для саратовского производителя трамваев был выпущен опытный образец, к разработке которого подключено ООО «Системы управления хранением энергии» (СУХЭ), – предприятие обладало патентом на технологию выравнивания заряда литий-ионных аккумуляторов, позволяющую увеличить коэффициент использования заряда с 70% до 96%.

Однако после выпуска опытного образца партнеры средств не увидели. Просрочка уплаты 22 млн рублей составила 46 дней, что заставило СУХЭ требовать взыскания неустойки в 1 млн рублей в суде и разорвать договор о предоставлении прав на использование разработок. Споры по этим вопросам продолжаются до сих пор.

«Задержка выплаты паушального платежа в рамках лицензионного договора №16/5328-Д связана с длительной процедурой получения финансирования в 2018 году на инвестиционном комитете управляющей компании «ТВЭЛа», – проводятся пояснения НПО «Центротех» в материалах дела.

Также компания указывает на  длительность принятия решения о финансировании всего инвестпроекта выпуска накопителей для «Тролзы», которая, к слову, опытный образец не оплатила, а «Центротех» впоследствии взыскал за него 6,6 млрд рублей.

На тот момент саратовский производитель уже находился в крайне сложном финансовом положении. После получения контроля группой «Русагро» над частью активов группы «Букет», куда входила «Тролза», лимиты кредитования производителя пассажирского транспорта  были снижены. Завод  сократил возможности для выполнения крупных заказов, «да и сами заказы после срыва договоренностей о поставках с «Центротехом» оказались невыполнимы». В результате «Тролза» расторгла договор о поставках 150 трамваев для ГТЛК на 2 млрд рублей и не предоставила 100 машин в 2019-2020 годах.

В начале 2020 года в отношении саратовского производителя ФНС подала иск о несостоятельности, но пока предприятие, численность сотрудников которого сократилась с 600 до 12 человек, банкротом официально не признано. Часть персонала перешла в ООО «ПК «Транспортные системы», которое основало на арендованной площадке «Тролзы» новое производство троллейбусов и трамвайных кузовов. Наработки «Центротеха» в области накопителей энергии для пассажирского транспорта производителя не интересуют.

«Компания и совместное предприятие ПК «Энергетические системы»  ведут свои разработки в области литий-ионных аккумуляторов и накопителей. ПК «Энергетические системы» разработала собственные решения для троллейбуса с увеличенным автономным ходом, сочлененного электробуса с ночной зарядкой и другие», – сообщили изданию в ПК «Транспортные системы».

Как сообщают СМИ, в «Энергетические проекты» перешли разработчики из «Систем управления хранением энергии», а само юрлицо в апреле 2021 года заявило о ликвидации. Пока основанные в конце 2019 года «Энергетические проекты» показывают весьма скромную чистую прибыль в сотни тысяч рублей. Зато «Транспортные системы» демонстрируют крепкие связи с ГТЛК. Только за 2020 год компания заключила с госзаказчиком контракты на поставку трамваев и троллейбусов более чем на 26 млрд рублей.

В «ТВЭЛ» от развития направления накопителей энергии, несмотря на негативный опыт, отказываться не намерены. Осенью 2020 года компания заявила об объединении в отраслевом интеграторе «Рэнера» наработок предприятий госкорпорации, но пока фирма показывает убытки. За 2020 год они составили 118 млн рублей при выручке в 52 млн.

В марте компания заявила о покупке 49% акций корейского производителя литий-ионных аккумуляторов Enertech International Inc. и планах выхода на международные рынки. На своем сайте она также сообщает о возможности разработки тяговых батарей для троллейбусов и электробусов с удлиненным автономным ходом. Такие системы готовились и для «Тролзы». На просьбу издания прокомментировать, в каком состоянии находится начатый несколько лет назад проект, в «Рэнере» официально не ответили.

Системы накопления энергии на НПО «Центротех»

Фото: centrotech.ru

Сейчас «Рэнера» предлагает для троллейбусов  тяговые батареи с эффективностью 140 Втч/кг. Примерно с теми же показателями, 120-140 Втч/кг, предлагает свою продукцию конкурент – ООО «Лиотех-Инновации» (управляющая компания ООО «Литэко», которое, по данным «Контур.Фокус», контролируется АО «Роснано»). За 2020 год компания заработала 186 млн рублей и чистую прибыль в 2 млн рублей.

По подсчетам «Роснано», к 2025 году объем мирового рынка систем хранения энергии достигнет 80 млрд долларов. Отчасти рост связан с переходом на использование электротранспорта, а по данным «Ведомостей», Минэкономразвития РФ разрабатывает концепцию производства и использования электротранспорта и увеличивает вложения в нее с 418 до 777 млрд рублей. В проект включена и программа «Росатома» по развитию систем накопления энергии с общим объемом вложений в 150 млрд.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием ситуации.

Справочно
Справочно: ООО НПО «Центротех» основано в 2007 году. Уставный капитал составляет 3,9 млрд рублей. В нем 70,5% контролирует АО «ТВЭЛ», порядка 29,5% – АО «Инжиниринговый центр «Русская газовая центрифуга», менее 0,1% – АО «Объединенная компания «Разделительно-сублиматный комплекс». Компания объединяет несколько видов деятельности, в том числе выпуск накопителей энергии и литий-ионных аккумуляторов, газовых центрифуг для нужд АО «УЭХК», ведет разработки в области аддитивных технологий. В 2019 году выручка компании составила 2,68 млрд рублей, чистая прибыль – 331 млн рублей, в 2020 году она заработала 3,37 млрд и получила чистую прибыль в 378 млн рублей. ООО «Рэнера» основано в 2011 году. Уставный капитал – 69,9 млн рублей. По данным «Контур.Фокус», 99% в нем принадлежит АО «ТВЭЛ» и 1% – ПАО «Новосибирский завод химконцентратов». Компания специализируется на выпуске накопителей энергии для электротранспорта, спецтехники и энергетики. Выручка за 2019 год составила 18,6 млн рублей, чистый убыток – 41 млн. 2020 год компания закончила с выручкой в 52 млн и убытком в 147 млн. При этом за год объем краткосрочных обязательств вырос с 56 до 283 млн рублей. ООО «ПК «Транспортные системы» основано в 2013 году. Уставный капитал – 250 млн рублей. В нем 40% принадлежит Феликсу Винокуру, 60% – ООО «Холдинг Транспортные Компоненты» (уставный капитал его 850 млн рублей, собственники – кипрские «Тадорикс консалтинг лимитед» (99,7%) и «Маниеро трейдинг Лимитед» (0,3%)). Выручка компании  за 2020 год – 10,6 млрд, чистая прибыль – 1,6 млрд рублей. Феликс Винокур также владеет 51% в ООО «ПК «Энергетические системы». Уставный капитал этой компании  – 10 млн рублей. Оставшиеся доли принадлежат Светлане Бузаджи (39%), Владимиру Подлипалину (6,5%) и Константину Дистранову (3,5%) – все они ранее числились участниками ООО «Системы управления хранением энергии». В мае ПК «Энергетические системы» и ПК «Транспортные системы» представили совместную разработку – троллейбус «Адмирал», способный отключиться от контактной сети и проехать автономно 12 км.

 

Фото превью: mk.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни