Арбитражный суд Свердловской области накануне принял судьбоносное для уральских старателей решение. Исковые требования артели «Нейва» о признании «недействительным приказа Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 06.11.2013г. №1578 и отрицательного заключение комиссии про проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов» на одном из участков добычи были удовлетворены. Решение, как надеются золотопромышленники, может быть принято за основу при рассмотрении аналогичных исков. В настоящее время в Свердловской области их подано порядка 10. Большинство региональных компаний, как отмечают золотопромышленники, в ожидании реакции департамента судебные иски не подавало.
«Позиция (об обжаловании иска и прекращении отказов в освоении лесов. – Прим. ред.) департамента пока не определена. Через 5 дней мы получим решение суда и определим позицию», – сообщила «Правде УРФО» пресс-секретарь пресс-секретарь департамента лесного хозяйства Свердловской области Юлия Гибадуллина.
В «Нейве» уверены, что апелляцию департамент лесного хозяйства не станет подавать. Тем не менее, компания готовилась и к тому, что за эталон при разбирательствах с департаментом решение арбитража может быть не принято, и подала иск по еще одному участку добычи. Однотипные решения департамента в отказе освоения лесов золотодобытчикам, как писала «Правда УРФО», мотивированы постановлением №849 правительства РФ, запретившим строительство капитальных объектов в водоохраной зоне. Аргумент старателей о возведении исключительно временных, а не капитальных строений, в региональном департаменте леса не учли.
«Работы на участках сейчас фактически идут, но на территориях, не относящихся к водоохраной зоне. Есть и нелесные участки. На федеральном уровне вопрос разрешения работы раньше, чем олимпиада пройдет, не решится», – говорит директор «Нейвы» Сергей Карасев.
Затяжка сроков негативно сказалась на перспективах развития золотопромышленников и привела к дополнительным затратам. Около 50% участка добычи россыпного золота, оценивают старатели, приходится на водоохранную зону. По словам председателя артели «Фарта» Михаила Часовских, проекты освоения месторождений при сложившейся ситуации придется пересматривать и строить дополнительные обходы. Кроме того, федеральное постановление, вышедшее в середине 2013 года, поставило под вопрос работу на некоторых участках. По законодательству золотодобытчикам на подготовку участка к добыче дается 3 года. В случае несоблюдения этого требования старатель может потерять право на разработку участка. В будущем, как прогнозировали в Союзе золотопромышленников Свердловской области, ситуация может привести к закрытию предприятий по добыче россыпного золота и потере работы только в уральском регионе несколькими тысячами человек.
«Ситуация заставляет задуматься о перспективах работы всей отрасли. Наша работа – это прямое увеличение золотовалютных резервов государства. Неужели чиновники об этом не думают. Подавляющее количество компаний сейчас ждет решений суда и пока не подает собственные иски. От решения департамента пострадало не меньше 10 компаний: «Золотая долина», «Невьянский прииск», «Южно-Заозерский прииск», «Вторичные драгоценные металлы» и другие», – рассказал «Правде УРФО» Михаил Часовских.
Наравне с артелями политика департамента лесного хозяйства сказалась и на проектах крупных компаний. «Дочка» группы «Полиметалл» «Золото Северного Урала» оказалась ограничена в правах разработки одного из месторождений. «Невьянский прииск», ведущий добычу на ряде участков по лицензии УГМК и осуществляющий с головным предприятием холдинга – ОАО «Уралэлектромедь» – совместные проекты, вынужден через суд добиваться отмены решения департамента. Чиновники фактически остановили подготовительные работы на приобретенном УГМК месторождении в Краснотурьинском округе, запасы которого оцениваются в 500 килограммов платины, а обогащенность руды не менее 1,6 грамма на тонну. Также встали работы на месторождении Косья «Невьянского прииска», что негативно отразится на развитии второй год несущей убытки артели. Привлечение УГМК к защите в споре с чиновниками пока не дало результатов.
«УГМК писала письма в Минприроды. Пришел ответ, где четко написано, что добыча в водоохраной зоне разрешена. Запрещено только капстроительство. Что удивительно, в суде департамент показывает такие же письма. Сначала в департаменте говорили, что ждут судебной практики для разрешений освоения лесов. Сейчас нам говорят – «давайте судебные решения по каждому конкретному участку». Может, они изменят позицию, иначе их просто завалят исками», – заключает источник «Правды УРФО» в компании.
«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.