ЖКХ-компании УрФО заподозрили «Фортум» в политике монополизации

Поставщики тепла уральского региона готовы выполнять функции УК

Ресурсоснабжающие организации УрФО не поддержали общефедеральную кампанию, вероятно, инициированную ОАО «Фортум», против изменений в Жилищном кодексе, предполагающих переход на прямые расчеты с потребителями. В официальном обращении в федеральное правительство профильный комитет РСПП просит провести экспертизу законопроекта. Так, представители комитета предлагают исключить поправки к Жилищному кодексу, предполагающие переход населения на прямые финансовые отношения с ресурсоснабжающими организациями. Впрочем, ресурсоснабжающие компании УрФО, напротив, видят угрозу рынку в предложениях «Фортума» и членов комитета и стремятся исключить УК как посредника, чтобы избежать «вывода средств нечистоплотными контрагентами». Лоббирование отказа от прямых расчетов со стороны крупных ресурсников отраслевые эксперты связывают с возможным стремлением вытеснить средние и малые компании с рынка.

Комиссия РСПП по ЖКХ, возглавляемая исполнительным вице-президентом ОАО «Фортум» Александром Чуваевым, просит правительство России провести экспертизу проекта федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации». Как считают авторы послания, законопроект, предлагающий переход «ресурсника» на прямые расчеты, принудительно переводит потребителей на договоры с несколькими ресурсоснабжающими организациями, в результате жители теряют имеющееся сегодня преимущество работы через одного выбранного ими исполнителя коммунальных услуг – управляющей компании или ТСЖ. По мнению членов комитета РСПП, принятие законопроекта приведет к полному размыванию зон ответственности за качество коммунальной услуги и ресурса между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями. В качестве альтернативной меры повышения платежной дисциплины предлагается развивать механизмы расщепления платежей за ЖКХ.

Исполнительный вице-президент ОАО «Фортум» Александр Чуваев

«С учетом изложенного принятие законопроекта приведет к критичному снижению прозрачности в сфере ЖКХ, падению инвестиционной привлекательности отрасли и – что более важно – поставит потребителя в заведомо незащищенное положение. Следствием этого станут рост недовольства, неплатежи, рост дебиторской задолженности и убытки профессиональных участников сферы ЖКХ», – прогнозируют члены РСПП.

Однако представители ресурсоснабжающих компаний УрФО опасений коллег из РСПП не разделяют. «Единый расчетный центр (ЕРЦ) – наиболее оптимальный способ расчета с ресурсоснабжающими компаниями. Как показала практика, там, где работают единые центры, складывается самая прозрачная система платежей. Это избавляет и ресурсников от лишней головной боли, связанной со сбором средств. С другой стороны, если УК работает добросовестно, возможно, нет смысла переходить на прямые расчеты, однако коммунальщики, как правило, зачастую прибегают к нецелевому расходованию. ЕРЦ же работает как биллинговая компания и самостоятельно расщепляет платежи для адресатов. УК при такой схеме этих денег не получает», – считает собеседник «Правды УРФО» в одной из теплоснабжающих компаний Свердловской области.

Как говорят представители еще одной ресурсоснабжающей компании Среднего Урала – ОАО «Облкоммунэнерго», – главным и определяющим фактором является понятие балансового разграничения зон ответственности и понятие качества услуги.

«И прямые поставки, и расщепление – всего лишь различные формы сбора оплаты за коммунальные ресурсы. Эти формы при всех вариантах не имеют никакого отношения к управляющей компании (это изначально не ее деньги), и подогреть или остудить ее интерес к работе по контролю качества ресурса нет возможностит», – отмечает советник гендиректора ОАО «Облкоммунэнерго» Елена Ильина.

Пока в законодательстве нет главного, отмечает Елена Ильина– ответственности управляющих компаний за некачественную работу по содержанию и эксплуатации внутридомового оборудования, а у жителей – ответственности за неполное финансирование таких работ.

«Пока эта ситуация сохраняется, все остальное – полумеры, не способные повлиять на обеспечение качественной поставки ресурсов жителям. Пример, который мы часто используем: если на счету УК, куда стекаются деньги за коммунальные ресурсы, скопилось более 5 тысяч рублей, деньги должны быть перечислены ресурснику. Но нигде не прописано, что будет в случае, если УК деньги все же не перечислит. Так и с расщеплением: если просто запишут, что расщеплению платежей быть, но не напишут, что будет, если расщепления так и не произойдет, то все останется как есть: в случае некачественной поставки ресурса УК не несет никакой ответственности перед жителями», – отмечает Елена Ильина.

Опыт поставщиков показывает, что перерасчет основывается на законе: «если где-то убыло, то в другом месте прибыло», – снижение платы для «пострадавшей» квартиры оборачивается дополнительными начислениями всем остальным. «Годами «страдают» одни и те же квартиры, а действий от УК – никаких», – заключает Ильина.

Источник в одной из уральских теплоснабжающих компаний также не поддерживает протест членов комитета РСПП. Более того, компании видят угрозу рынку в выдвигаемых ОАО «Фортум» инициативах.    

«Ранее «Фортум» лоббировал переход на прямые расчеты, но потом изменил свою позицию. Прямые расчеты спасают нас от банкротства управляющих компаний и увода денег с рынка. Учитывая, что Минстрой разработал законодательные изменения по лицензированию УК, лишению лицензий, риски многократно возрастают. Появляется также угроза банкротства УК. Если ресурсники сами будут собирать средства, тогда она уменьшится. «Головная боль» у ресурсника возрастет, но средства никуда не потеряются», – полагает собеседник.

Аналогичной позиции придерживаются и в ямальской ресурсоснабжающей компании – ОАО «Ямалкоммунэнерго» (ЯКЭ). Руководитель пресс-службы ЯКЭ Лариса Епишева полагает, что исключение из системы расчетов посредника в виде УК ограничит вывод средств с рынка.

«Предложение о прямых взаимоотношениях «ресурсник – потребитель», на наш взгляд, вполне логично, прежде всего, всилу того, что из системы расчетов за ЖКХ исключаются управляющие компании. Иначе говоря, исчезает проблема использования ими средств ресурсника. Можно, конечно, апеллировать к созданию Единых расчетных центров, но то, что управляющие компании не спешат прибегать к их услугам, сегодня уже факт. Для ТСЖ прямые расчеты потребителей с коммунальными организациями выгодны тоже – это спасет их от банкротства в случае неисполнения собственниками жилья своих договорных обязательств. ТСЖ в данном случае эта схема выгоднее всех, потому что она избавит их от необходимости вести самостоятельно претензионно-исковую работу, нанимать для этого сторонних юристов и, как следствие, нести дополнительные расходы. Если говорить о взаимоотношениях ресурсников и потребителей, дебиторской задолженности последних, потенциал ресурсника здесь на порядок выше, чем у всех названных игроков рынка ЖКУ, и претензионная работа, как правило, поставлена на поток», – указывает собеседник издания.

При этом, по словам представителя ресурсоснабжающей компании, на качество оказываемых услуг переход к «прямой» договорной конструкции отрицательно не влияет. Потребителю, по большому счету, безразлично, считает официальный представитель ЯКЭ, кто именно будет решать его проблему. Так, на Ямале, как и в других регионах РФ, общедомовые услуги оплачиваются на основе утвержденных нормативов. Изменить норматив своим решением ни отдельно взятый владелец жилого помещения, ни общее собрание собственников не может. Перенос на УК возникающего дисбаланса, с точки зрения Ларисы Епишевой, несет в себе хорошую мотивацию к качественному исполнению УК своих обязательств по содержанию внутридомовых сетей и другого общедомового имущества и позволяет «не перекладывать ответственность нерадивых управленцев на плечи собственников жилья».

Между тем эксперты прослеживают определенную закономерность в оценке эффективности предлагаемых мер разными участниками рынка. Так, считает один из отраслевых аналитиков, близких к РСПП, инициатива оспаривается в основном крупными сетевыми компаниями, которые, в свою очередь, аффилированы с генераторами.

«Возможно, это связано со стремлением вытеснить с рынка более мелких игроков. Особенно это актуально в преддверии утверждения единых теплоснабжающих компаний (ЕТО. – Прим. ред.). Дело в том, что магистральные сети всерьез рассчитывают на получение этого статуса, который в дальнейшем даст им рычаги для окончательной монополизации рынка. Тот же «Фортум» раньше активно выступал за переход на прямые расчеты с потребителями, сейчас ситуация обратная. К слову, ЕТО получит привилегию в виде 2% от общего полезного отпуска тепла. Эта доля будет компенсироваться им в качестве обеспечения невозвратной дебиторки и распределяться в тарифе. По крайней мере, организация может защитить такую схему у регулятора», – объясняет собеседник «Правды УРФО», близкий к РСПП.   

Напомним, для регионов УрФО, в частности, для Свердловской области, переход на прямые расчеты с населением является одним из главных методов борьбы с недобросовестными УК. Так, подконтрольное правительству региона ОАО «Облкоммунэнерго» с 1 апреля 2013 года перешло на прямые договоры по поставкам тепловых ресурсов жителям Артемовского городского округа. Ранее подобный переход был осуществлен во всех 13 территориях, где общество вырабатывает и передает теплоноситель потребителям. Ранее в отношении УК «Порядок» и УК «Альтернатива» были возбуждены уголовные дела. Их руководству вменяется причинение имущественного ущерба населению.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием ситуации на рынке ЖКХ.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни