Застройщики Екатеринбурга в очередной раз заявляют о нежелании городской администрации содействовать увеличению объемов ввода жилья. На строительном рынке наблюдается острый дефицит земли, в то же время мэрия Екатеринбурга отказывается решать этот вопрос. Бизнес видит выход в освоении районов за пределами центра города, что предполагает не только возведение жилья, но и, в первую очередь, строительство инженерной инфраструктуры и социальных объектов. Однако чиновники не включают планы застройщиков в муниципальные программы, в итоге стоимость прокладки магистральных сетей, а также строительства детских садов и школ полностью ложится на плечи конечного потребителя. Все это приводит не только к колоссальному росту стоимости квадратного метра, но и сокращению темпов ввода жилья.
«По нашему законодательству именно власти должны подготовить площадку. Но им некогда этим заниматься. Нам просто предлагают выкупать землю с уже имеющимися постройками и самим вкладываться в снос, а также подведение коммуникаций. И мы оказываемся заложниками ситуации с сетями, нам просто не хватает энергоресурсов. Я не говорю уже о стоимости подключения и прокладки магистральных сетей», – поясняет главный инженер службы заказчика ЗАО «ЮИТ Уралстрой» Виктор Свинин.
В строительной компании «Главсредуралстрой» подчеркивают, что сроки строительства магистральных сетей, зафиксированные в инвестиционных программах естественных монополий, сильно отстают от темпов строительства. В итоге падают общие показатели количества вводимого жилья в области, растет цена квадратного метра.
Отметим, что «Главсредуралстрой» ведет строительство жилого района «Истокский». Проект был начат «Корпорацией развития Среднего Урала» в 2010 году, предполагал значительные финансовые вливания из бюджета и должен был стать вторым «Академическим». «Истокский» называли любимой «игрушкой» экс-губернатора Александра Мишарина, которую он даже продемонстрировал в 2011 г. в то время премьер-министру РФ Владимиру Путину. Однако с 2011 г. начались трудности с финансированием, затем добавились проблемы с получением градостроительной документации в мэрии – город, как говорят строители, активно саботировал распоряжения губернатора. На текущий момент инициативу по созданию административных барьеров перехватили сетевые монополии.
Жилой район «Истокский»
«Комплексная застройка территории возможна только при тесном сотрудничестве с органами муниципальной власти. Сейчас все процедуры идут крайне медленными темпами – механизмы не отработаны из-за того, что город уделял все внимание именно точечной застройке. На данном этапе все проблемы связаны со строительством сетей. При комплексном освоении территории все сети и объекты инженерной инфраструктуры отходят в собственность муниципалитета. Однако темпы строительства сетей естественных монополий – «Водоканал», «ЕЭСК», «Екатеринбурггаз» – не совпадают с темпами строительства жилья. Причин этого я не знаю. Возможно, это недостаточная проработка инвестиционных программ. Это влечет за собой замедление темпов продаж и рост стоимости квадратного метра», – отмечает директор по правовым вопросам УК «Главсредуралстрой» Ксения Епишенкова.
В компании подчеркивают, что естественные монополии находят все более изощренные способы «относительно честного отъема денег». В частности, сетевики требуют внести плату за подключение еще до строительства самих сетей, которое, по оценке участников рынка, занимает до 5 лет. Сами проекты комплексного строительства окупаются в течение 10 лет – таких длинных денег у екатеринбургских строителей нет, и они уходят в другие регионы.
Напомним, как уже сообщала «Правда УРФО» со ссылкой на собственный источник в одной из строительных компаний города, сетевые монополии находятся либо под прямым, либо опосредованным управлением главы аппарата администрации Екатеринбурга Владимира Тунгусова.
«Наш бюджет не в состоянии решить проблему с сетями, в то время как в Тюмени строителям дают всяческие преференции, и нет ни одного тормоза на пути реализации строительных проектов. Мы зашли в этот регион в прошлом году, этим летом уже начнем строительство – мы прошли абсолютно все согласительные процедуры менее чем за год», – подчеркивает Виктор Свинин.
Причина интереса к Тюменской области со стороны свердловских застройщиков понятна: в регионе действует прозрачный механизм взаимодействия между властью, строителями и естественными монополиями. Как рассказал «Правде УРФО» депутат тюменской областной думы Владимир Сысоев, местные власти выступили посредниками и вынудили сетевиков пойти навстречу застройщикам.
«В случае комплексной застройки территории, включающей возведение социальных объектов, в строительстве участвуют и бюджет, и сетевые компании – идет комплексный подвод сетей. Такая ситуация стала возможна, поскольку года 2 назад эффективно сработала рабочая группа по вопросу технического присоединения. В итоге стал абсолютно прозрачным и понятным механизм как оплаты за техподключение, так и сроков подведения сетей. Бизнес стал понимать, за что он платит деньги, что входит в набор услуг сетевых монополий, что это не какая-то дань, которую он отдает монополистам», – рассказал «Правде УРФО» депутат.
Рабочую группу возглавлял в то время замгубернатора Сергей Дегтярь, в состав также вошли депутаты тюменской облдумы, представители сетевых компаний и строительного бизнеса, которые сформулировали свои претензии к сетевикам и фактически принудили монополистов к сотрудничеству. В итоге большинство сетевых компаний пошло навстречу рекомендациям, утвержденным рабочей группой. За исключением этих документов, тюменский строительный рынок ориентируется на те же законы, что и Свердловская область.
«С точки зрения выдачи разрешительных документов у соседей – порядок точно такой же, как и в Свердловской области. Отличия только лишь в работе того или иного чиновника, который либо работает на благо региона и ускоряет процедуры, либо находит причины, чтобы сдерживать прохождение документов. Мы руководствуемся исключительно федеральным законодательством, никаких специальных нормативных актов на уровне субъекта не принималось», – говорит один из представителей стройкомпаний.
По информации строителей, администрация Екатеринбурга не включила проекты комплексного освоения территорий ни в одну муниципальную программу. Строить детские сады и школы мэрия, как заявляют, также предлагает застройщикам за свой счет.
«Развитие территорий вообще не включено в городские программы. Различные социальные учреждения, включая детские сады, которые нам приходится строить, иначе не сможем продать жилье, также не входят в программу развития сети дошкольных учреждений. Это абсолютно доступная процедура, однако муниципальные власти отказываются пересмотреть вопрос», – добавляет Ксения Епишенкова.
Источники «Правды УРФО» в областном правительстве видят за подобными действиями мэрии сознательную попытку команды Тунгусова дискредитировать область путем срыва программ как по строительству жилья, так и по вводу мест в детских садах. «Недостижение контрольных показателей по квадратным метрам, а также по строительству ДОУ будет воспринято федеральным центром как показатель неэффективности губернатора», – делится собеседник «Правды УРФО».
На данный момент область пытается самостоятельно контролировать земельные и градостроительные процессы в Екатеринбурге. Помимо того, что контроль за неразграниченными землями в столице Урала уже перешел областному МУГИСО, сегодня губернатор Евгений Куйвашев поручил областному премьеру Денису Паслеру проконтролировать Главархитектуру в вопросе межевания земли. Отметим, что контрольным показателем для области по прежнему остается ввод 1 кв.м жилья на 1 жителя в год.
«Правда УРФО» продолжает следить за развитием строительного рынка Екатеринбурга.