«ЮТэйр» приблизил банкротство обновлением авиапарка

Долги авиакомпании перевалили за 70 млрд рублей

Гендиректор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов официально признал, что авиакомпания находится в плачевном состоянии. На 20% будет сокращена маршрутная сеть, вскоре будет уволено 800 сотрудников, причем речь пойдет о летчиках, медиках, управленческом и вспомогательном персонале. Компания заявляет, что виной всему дороговизна денег, ведь кредиты за полгода подорожали для них сразу в полтора раза. Для того чтобы финансировать свою деятельность, компания вынуждена брать дорогие краткосрочные кредиты. Их сумма уже перевалила за 55 млрд рублей. Несмотря на то, что перевозчик ввел программу жесткой экономии средств, ситуация продолжает ухудшаться. Именно из-за этой программы «ЮТэйру» придется заплатить серьезные штрафы компаниям Boeing и Airbus, поставка самолетов по контрактам с которыми была отложена как минимум на год.

Авиакомпания «ЮТэйр» (гендиректор Андрей Мартиросов) обрастает исками в судах: вернуть долги требуют десятки некогда партнеров по бизнесу – аэропорты и небольшие авиакомпании. Так, к примеру, на прошлой неделе ООО «Авиапредприятие «Газпром-Авиа» подало в Ханты-Мансийский арбитражный суд иск о взыскании задолженности порядка 120 млн рублей. Директора авиапредприятия Андрея Овчаренко не было на месте. Секретарь перенаправила «Правду УРФО» в юридический отдел компании, где после вопроса одного из специалистов к начальнику отдела «журналистов сразу послать или Вы с ними поговорите?», обозревателю было сказано, что ситуацию в компании комментировать не будут, а сама задолженность возникла в ходе производственной деятельности.

Получить комментарий «ЮТэйра» по поводу сложившейся ситуации изданию не удалось. Между тем в минувшую пятницу Андрей Мартиросов в эфире «Сургутинформ-ТВ» пытался убедить клиентов в том, что авиакомпания находится в стабильном положении.

«Действительно, «ЮТэйр», будучи одной из крупнейших компаний не только России, но и Восточной Европы, живет по законам глобального авиационного рынка: те события которые происходят и в экономике, и во внешней политике, отражаются на деятельности всех компаний», подчеркнул он, заверив, что ситуация в «ЮТэйре» не отличается от положения дел в других российских авиакомпаниях, за исключением «Аэрофлота», который, по сути, авиакомпанией не совсем является, так как получает значительной объем помощи, компенсационных пролетных платежей от 300 до 500 млн долларов, поэтому он, имея такую инъекцию, живет в другой экономической среде», – добавил он.

Между тем «ЮТэйр», «живущий как и все» авиакомпании, первым заявил о сокращении персонала и введении программы по оптимизации издержек, которая должна ежегодно приносить порядка 5 млрд рублей экономии.

Также господин Мартиросов доложил о планах сокращения более 20% рейсов в зимней навигации 2014-2015 годов. Выяснить, какие именно маршруты будут сокращены, не удалось. Ранее в пресс-службе авиакомпании говорили о том, что сокращение коснется ряда международных направлений. Экономить авиакомпания будет и за счет увольнения своих сотрудников. О том, что «ЮТэйр» уволит 300 своих пилотов «Правда УРФО» подробно рассказывала. Теперь же стало ясно, что под сокращение попадут и 500 человек сопутствующего и управленческого персонала.

Генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов

К примеру, топ-менеджмент решил полностью избавиться от медико-санитарной части авиакомпании в городе базирования Сургуте. Уволены будут сотрудники Диагностического центра и врачебно-летной экспертной комиссии. «Здесь у нас работали первоклассные специалисты. Уверен, что они легко найдут работу в медицинской сфере города»,  отметил гендиректор, добавив, что теперь летчики из Сургута будут проходить диагностические исследования в Тюмени. «Медсанчасть в Тюмени  будет загружена чуть больше, но они справятся с объемом».

При этом Андрей Мартиросов отчитался, что на безопасности полетов они не экономили и экономить не будут. Не вписывается в это заявление страшная авиакатастрофа под Тюменью в апреле 2012 года. Напомним, межгосударственный авиационный комитет назвал причины авиакатастрофы самолета ATR72-201 ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в Тюмени. Взлет борта из аэропорта Рощино закончился гибелью 33 человек. Специалисты МАК выявили многочисленные нарушения в системе управления безопасностью авиаперевозчика и в программах подготовки членов экипажей «ЮТэйра». В частности, самолет перед полетом не был обработан противообледенительной жидкостью.

Стоит отметить, что перед тем как положение дел в авиакомпании начало ухудшаться, гендиректор Андрей Мартиросов, избавился от своих акций «ЮТэйра». После этого появилась информация о грядущем изменении структуры бизнеса с выделением вертолетного сегмента и привлечением дополнительных средств в размере 14 млрд рублей за счет размещения допэмиссии акций. Тогда же на рынке появлялась информация о том, что самолетный сегмент группы может быть продан «Аэрофлоту». Сам уральский перевозчик по сей день отрицает такую возможность.

Между тем из-за программы оптимизации завтра «ЮТэйр», по заверениям экспертов, понесет убытки. Авиакомпания рассчитывала существенно обновить парк воздушных судов, заключив сразу несколько контрактов с международными производителями авиатехники. Так, авиакомпания «ЮТэйр» получила первый самолет Boeing 737-800 NG в 2013 году. Воздушное судно поступило по договору о поставках 40 машин, подписанному в 2011 году. Полностью контракт должен был быть исполнен до 2018 года. Также до конца 2015 года авиакомпания должна была выкупить 20 самолетов Airbus A321.

«В этом году мы получили 4 самолета А-321 с завода и 4 Boeing 737-800 это серьезный парк. Программа переоснащения на текущий момент выполнена на 30%. Мы купили действительно большой объем, но сейчас вынуждены отложить покупку самолетов. Во время кризиса все компании начинают откладывать свои поставки новых самолетов. По Airbus переносим поставки на 2016-2017 годы. По Boeing они тоже будут отложены. Производители тем не менее все это понимают: переносы графиков достаточно развитая практика»,  рассказал Мартиросов.

Эксперты не так радужно воспринимают информацию о переносе сроков поставки, а, стало быть, и оплаты самолетов европейских концернов. «Компании будет выставлена неустойка за срыв сроков оплаты по контрактам»,  считает собеседник «Правды УРФО», знакомый с ходом техперевооружения авиакомпании.

«Если были заключены твердые контракты, они, во-первых, предусматривали некий аванс, который компания уже заплатила, а во-вторых, начисление штрафов, если компания отказывается от приобретения самолетов либо переносит поставки на более поздний срок. Если эти контракты уже начали исполнять, значит, они твердые. Штрафы в каждом конкретном случае оговариваются отдельно, поэтому называть их величину будет некорректно. Однако убытки из-за этого компания, определенно, понесет»,  считает старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.

Стоит подчеркнуть, что в настоящее время «ЮТэйр» накопил более 70 млрд рублей долгов. Согласно отчетности компании за первое полугодие, речь идет о 57 млрд рублей краткосрочных кредитов и более чем 27 млрд рублей долгосрочных обязательств.

«Это вполне нормальная долговая нагрузка. Надо только понимать, что американские и европейские компании имеют ставку привлечения кредитов в 2,5% годовых, а у нас – 15%. Когда резко вырастает цена заимствования, а денег на рынке почти нет, наличие долга – это нормальная практика», считает господин Мартиросов. По его словам, стоимость заимствования за текущий год выросла почти на 50%. «Мы начинали этот год с 9% годовых, сейчас видим ставку в 14 и 15% годовых».

По словам старшего аналитика ИФК «Метрополь» Андрея Рожкова, такую долговую нагрузку нельзя назвать нормальной.

«Что касается краткосрочной задолженности, могу предположить, что эти деньги взяты у российских банков. Их привлекали под финансирование расширения текущей деятельности компании. Этот долг является крупным для авиакомпании первой пятерки, особенно в текущих условиях, когда российские перевозчики испытывают серьезные расходы по статьям, деноминированным в доллары. Существенно выросли расходы по операционному финлизингу, в то время как доходные ставки по стоимости билетов увеличились куда меньше. В рублевом выражении эти ставки выросли на 3-6%, соответственно, статьи расходов с валютной природой – примерно на 20-25% с начала года. В таких условиях долг в 70 млрд рублей – это очень непростая ситуация для авиакомпании»,  отметил эксперт.

В сложившейся ситуации Андрей Мартиросов заметил, что в текущем положении авиакомпании «было бы правильно оказать господдержку в виде, к примеру, госгарантий. Но сами мы не обращались!» Хотя ранее представители власти, в том числе Аркадий Дворкович, говорили о том, что с просьбой о поддержке к федеральным чиновникам вышли именно «ЮТэйр» и «Трансаэро». Правительство РФ начало поиск вариантов спасения авиакомпании «ЮТэйр» от банкротства. Федеральные СМИ заявляли о том, что на данный момент рассматриваются 2 основных пути: передача в управление «Аэрофлоту» и госгарантия для привлечения крупного кредита. Пока конкретного решения по этому вопросу нет.

«Правда УРФО» будет следить за дальнейшим развитием событий.

Справочно:

Авиакомпания «ЮТэйр» входит в тройку лидеров российского авиарынка по объемам перевозок. В парке компании более 150 самолетов. За восемь месяцев 2014 года авиакомпания перевезла 7,5 млн пассажиров. Общий рост объема пассажироперевозок составил 14%. Основными хабами являются аэропорты Внуково (Москва), Рощино (Тюмень) и аэропорт Сургута. НПФ «Сургутнефтегаз» принадлежит 60,67% уставного капитала «ЮТэйр».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни
Пролистать наверх