С 2014 года дорожный фонд муниципалитетов Югры будет формироваться по новым правилам: транспортный налог будет передан региону. Таким образом, югорская казна получит более 1,6 млрд рублей. Сейчас эти средства поступают непосредственно в местные бюджеты. Изъятый объем данного налога планируется возмещать бюджетам городов и районов в виде межбюджетных субсидий, а муниципалитеты получат лишь долю от акцизов на автомобильное топливо. Объем межбюджетной субсидии будет зависеть от протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности у муниципальных образований.
В окружном правительстве считают, что изменение принципа формирования дорожных фондов на местах не значительно повлияет на ситуацию в дорожной отрасли региона: муниципалитеты потеряют лишь 5% от прежних поступлений. Об этом говорит депутат думы Югры Алексей Андреев. Между тем, некоторые эксперты утверждают, что муниципалитеты могут лишиться более 10%.
Депутат думы Югры Алексей Андреев
Местные власти нововведения оценивают отрицательно. Чиновники говорят о существенном сокращении поступлений в дорожные фонды. «Данные опасения небезосновательны, – отмечает начальник управления транспорта, связи и дорог Ханты-Мансийска Андрей Садыков. – Конечно, дорожный фонд формируется из нескольких источников, но сегодня у нас забирают транспортный налог. И по предварительным оценкам мы ожидаем сокращения поступлений на 30%».
Так, по данным депутата Андреева, дорожный фонд Сургутского района в 2014 году не получит 46 млн 080 тыс. рублей, в 2015 – 48 млн 984 тыс. рублей, а в 2016 – 52 035 тыс. руб. Доходы дорожного фонда Лангепаса сократятся на 19 млн 659 тыс. рублей, а в Березовском районе дорожный фонд недоберет более 12%.
В администрации Пыть-Яха тоже недовольны новым механизмом формирования дорожного фонда. В городе содержание дорог ведется за счет поступлений от транспортного налога. По словам сотрудников администрации, доходы от переданных акцизов на нефтепродукты не обеспечат затраты на содержание автомобильных дорог, на которые в 2014 году запланировано 44 млн 261 тыс. руб.
«Эта сумма значительно отличается от тех средств, которые мы получили в этом году, – рассказывает главный специалист отдела по транспорту, дорогам и благоустройству администрации Пыть-Яха Игорь Измайлов. – Так, в 2013 году в нашем дорожном фонде было заложено 47 млн 922 тыс. рублей, кроме того, из бюджета Югры были выделены целевые средства в размере 23 млн. Очевидно, что в следующем году мы не получим такой объем финансирования».
Сегодня профильные структуры администраций городов и районов пишут письма депутатам Югры, руководству окружного департамента дорожного хозяйства и транспорта с предложениями вернуть транспортный налог в муниципальные дорожные фонды. В ответ из правительства приходят письма с рекомендациями по увеличению объемов ремонта и строительства дорог вдвое.
«А из каких средств мы будем удваивать? – говорит Игорь Измайлов. – На этот вопрос нам никто не отвечает. Мы бы с радостью это сделали, и на будущий год мы планировали увеличить расходы на ремонт и строительство дорог, но в новых условиях это осуществить просто не реально. Кроме того, на следующий год мы запланировали ремонт асфальтового покрытия двух улиц. Сейчас мы просчитываем, хватит ли нам на это денег. Мы в любом случае будем обеспечивать содержание всех дорог города, правда, стоит ожидать сокращения объемов вывоза снега и частоты уборки автодорог».
Между тем, эксперты отмечают, что в среднем потребности в финансировании муниципалитетов превышают в три раза, чем реально выделенные суммы. По данным Алексея Андреева, на ближайшие три года Белоярский район нуждается в 396 млн рублей, а получит, согласно бюджетным проектировкам, около 170 млн. Аналогичная ситуация в Лангепасе: городу на реализацию дорожных проектов необходимо 164 млн 733 тыс. рублей, а планируется выделить лишь 96 млн 327 тыс. рублей. Финансирование Пыть-Яха в течение трех лет составит 167 млн 176 тыс. рублей, тогда как муниципальному образованию необходимо 300 млн 471 тыс. рублей.
«Денег, которые у нас есть сегодня, не хватает ни на ремонт, ни на строительство дорог, – говорят специалисты департамента городского хозяйства администрации Сургута. – Конечно, в следующем году мы окажемся не в лучших условиях. Если раньше у нас были свои средства, да еще из округа шли целевые деньги на ремонт и строительство дорог, то сейчас все изменится. Дорожный фонд муниципалитетов недополучит значительное количество денежных средств».
Кроме того, депутат отмечает, что сегодня каждый муниципалитет нуждается в финансировании разработки проектно-сметной документации. «Сейчас бюджетные деньги идут только на объекты, по которым уже готова проектно-сметная документация и есть положительное заключение экспертизы, – говорит Алексей Андреев. – По мнению экспертов, общая сумма, необходимая на данное мероприятие, по всем муниципальным образованиям на конец 2013 года составляет более 500 млн рублей.
Помимо сокращения объемов ремонта и строительства дорог в муниципалитетах, участники процесса отмечают еще одну проблему, с которой могут столкнуться власти городов и районов Югры. «Лишение местных бюджетов поступлений от транспортного налога буквально заставит глав администраций изыскивать средства на содержание дорог за счет сокращения расходов на социально значимые и приоритетнее проекты», – добавляет парламентарий.
«Правда УРФО» следит за развитием событий.