Якунин отрезал Югре путь к инвестициям

Власти региона решают, как привлечь финансы в дотационные территории автономного округа

Хозяйка Югры начнет диверсификацию экономики с дотационных территорий автономного округа. К привлечению инвесторов и реализации проектов в удаленных районах Наталья Комарова намерена подключить высокопоставленных чиновников ХМАО. Между тем, сегодня эксперты не уверены в радужных перспективах планов относительно северо-запада Югры. Участники рынка и аналитики пока скромно оценивают инициативу региональных властей и задаются главным вопросом – кто готов вложить средства в Белоярский и Березовский районы. По их мнению, это не та территория, которая может заинтересовать инвестора. Впрочем, наблюдатели полагают, что главный тормоз в реализации финансово привлекательных проектов в указанных районах – слабая развитость транспортной логистики и нежелание руководства РЖД в лице Якунина вкладывать деньги в строительство железной дороги.

Губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова приступила к практической реализации проектов, направленных на диверсификацию экономики автономного округа. Завтра, 9 августа, в Саранпауле (Березовский район) глава региона проведет инвестиционный совет при окружном правительстве. Обсудить экономическую привлекательность северо-западных территорий планируют и заместители хозяйки Югры Александр Ким, Дмитрий Шаповал и Сергей Полукеев. Как отмечается в докладе Комаровой, сегодня в Березовском и Белоярском районах уже все готово к приходу инвестора с точки зрения нормативно-правовой и организационной баз. Однако один из главных тормозов развития указанных территорий – слабая транспортная логистика.

«Это стратегические территории, располагающие большими запасами ресурсов и потенциалом для роста. Тем не менее, их вклад в экономику Югры пока не в полной мере соответствует потенциалу. Причины этого явления имеют исторические корни. Березовский район оставался труднодоступным, слабо развитым с точки зрения инфраструктуры, как следствие – обойденным вниманием инвесторов. Так было на протяжении долгих лет, сейчас ситуация меняется. Мы сделали ставку на опережающее развитие этой территории, широкое строительство транспортных и энергетических сетей, запуск больших инвестиционных проектов. По сути, речь идет о новой индустриализации всего северо-запада Югры», – написано в докладе главы региона.

Губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова

Правительство Комаровой намерено детально оценить развитие каждого проекта, реализуемого в районе. Среди них реконструкция аэропорта в Березово, строительство каскадов малой гидроэлектростанции «Саранпауль», а также создание комплекса по выпуску особо чистого кварцевого концентрата «Полярный кварц». По словам, губернатора, последний проект хоть и расположен в Нягани, имеет длинную производственную цепочку, истоки которой берут начало в Березовском районе. «Сегодня он реанимирован и готовится к запуску первой очереди в конце года. Подготовлена «дорожная карта», имеется федеральная поддержка, а также договоренности с рядом предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые остро нуждаются в отечественном особо чистом кварцевом концентрате. По данному сырью наша страна долгие годы пребывает в зависимости от американских поставщиков. Очевидно, что в нынешней международной обстановке такое положение дел – немыслимо», – считает Наталья Комарова.

Эксперты уверены, что привлечение инвесторов на дотационные территории региона напрямую связано с развитием транспортно-логистического узла. И сегодня, по мнению аналитиков, становится актуальным вопрос о реанимации соглашения 20-летней давности, подписанного между Югрой, Ямалом, республикой Коми, Томской, Тюменской и Свердловской областями. Напомним, идея создания Восточного транспортного коридора (через восточный склон Уральских гор от Перми к Томску) принадлежит команде экс-губернатора Югры Александра Филипенко. О возрождении логистического мегапроекта Наталья Комарова впервые заговорила в начале апреля этого года.

Местные эксперты рынка актуальность поставленной на совете темы связывают с планами Комаровой по диверсификации экономики. «Будущее Югры связано не только с нефтедобычей. Развитие других секторов экономики – это не завтрашний день, но к этому надо идти постепенно. Главная проблема Березовского района, которая не позволяет ему реализовать потенциальные возможности, – труднодоступность. Здесь слабо развита транспортная схема, не только соединяющая эту территорию с Большой землей, но и с основной частью Югры. Сегодня есть смысл настаивать на прокладке железной и автодорог по восточному склону Урала, которые сразу включат в промышленный оборот полезные ископаемые Приполярного Урала, лежащие мертвым капиталом. И эта территория сразу станет привлекательна для богатых инвесторов. Так что эта встреча дает возможность просчитать будущее не только этого района, но и послезавтрашний день Югры», – заявляет югорский политолог Анатолий Корнеев.

Впрочем, окружные парламентарии не разделяют оптимизма властей региона по отношению к Березовскому и Белоярскому районам. По их мнению, дотационные регионы никогда не попадут в поле зрения инвесторов. «В сложившейся политической обстановке об инвестиционной привлекательности любого региона страны говорить не совсем уместно. Тем более не может быть речи и о Березовском районе. По отношению к этим территориям Югры у меня пессимистические прогнозы. На сегодня там нет ничего, что бы привлекло крупного инвестора. И крупных финансовых вливаний здесь ожидать не стоит», – считает депутат Евгений Марков.

Депутат Евгений Марков

Между тем наблюдатели отмечают, что главным тормозом для развития инвестиционных проектов является нежелание РЖД и федеральных чиновников обеспечить финансовые вложения в строительство дороги. «В кабинетах правительства люди живут и работают по принципу «выгодно должно быть сегодня, а результат сейчас». Никто не думает на перспективу. Именно поэтому развитие, например, таких проектов, как Полярный Урал, сегодня находится в подвешенном состоянии», – говорит собеседник «Правды УРФО».

Независимые аналитики также не видят особых перспектив для отдаленных районов Югры. Даже такой распиаренный проект, как «Полярный кварц», еще не имеет интереса для инвесторов. «Пока мы не наладим в стране производство того же оптоволокна, нам кварц, по большому счету, не нужен. Только производство его на территории России даст необходимый экономический эффект. Что касается экспорта, то в сегодняшних логистических условиях стоимость его транспортировки за границу сравнится с ценой золотого песка. Отсутствие интереса у РЖД тоже вполне очевидно, потому что построить дорогу – это полбеды, необходимо поддерживать эту инфраструктуру. Если ее никто не будет эксплуатировать, то не будет отдачи. В результате мы получим брошенный участок дороги», – резюмирует аналитик Григорий Вахитов.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни