ВИНКи разработают 23 участка в ХМАО-Югре с полным обнулением НДПИ

Роснедра объявили аукцион на геологоразведку «трудной нефти» в 2014 году

Крупнейшие российские и международные вертикально-интегрированные компании (ВИНКи) нацелились в 2014 году на пополнение своих запасов «трудной нефтью». «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», Total и Shell претендуют на геологоразведку 23 участков баженовской свиты с трудноизвлекаемой нефтью в ХМАО-Югре. Сами компании называют «трудную нефть» единственным способом борьбы с падением объема добычи, однако указывают на ее крайне низкую рентабельность. По мнению аналитиков, добиться уровня самоокупаемости при разработке труднодоступных залежей в России удастся только при внедрении уже зарекомендовавших себя технологий добычи сланцевой нефти, а также усилении мер государственной поддержки. Впрочем, даже при выполнении всех необходимых условий эксперты утверждают, что избежать трудностей во время внедрения новых технологий нефтяникам не удастся, но условные потери для бюджета от нулевого НДПИ обернутся в дальнейшем прибылью в 2 трлн рублей.

В 2014 году Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) объявило аукцион на геологоразведку 23 участков баженовской свиты в ХМАО-Югре. Общие прогнозные ресурсы выставленных на торги участков составляют более 340 млн тонн. Извлекаемые локализованные ресурсы по С3 составляют 7,5 млн тонн, предварительные извлекаемые по D1, D2 составляют более 330 млн тонн. Как рассказали «Правде УРФО» собеседники в научно-аналитическом центре рационального недропользования им. В. И. Шпильмана, точная дата проведения аукционов пока неизвестна, однако на участие в них уже заявились ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть, Total и Shell.

На сегодняшний день, отметим, эксперты называют разработку баженовской свиты единственным для России способом стабилизировать объемы добычи нефти в условиях ежегодного 1% падения . Однако источник «Правды УРФО» в одной из нефтяных компаний, заявившихся на участие в аукционе, указал, что в условиях действующего в РФ законодательства разработка баженовской свиты все еще нерентабельна.

«Любая нефтяная компания, как бизнес-структура, прежде всего, заинтересована в рентабельности. Для нас на данный момент важно понять, какие из наших месторождений попадают под налоговые льготы, а какие нет, после чего станет возможным подсчитать рентабельность», – отметил собеседник издания.

Эксперты, в свою очередь, также подтверждают, что установленные налоговые льготы не способны в полной мере обеспечить рентабельность добычи трудноизвлекаемой нефти. По словам аналитика ИХ «Финам» Анатолия Вакуленко, обнуленный осенью прошлого года НДПИ способен лишь частично снизить стоимость работ, проводимых нефтяными компаниями.

«Например, один из разработчиков баженовской свиты, «Сургутнефтегаз», недавно заявлял о 3 млрд рублей убытка, полученного при разработке месторождений свиты. Полагаю, что в «минусах» продолжают оставаться и другие нефтяные компании, осуществляющие разработку в данном районе («ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть»). Некоторое время назад ВИНКи, разрабатывающие баженовскую свиту, попросили правительство поднять порог выработки месторождений, подлежащих льготному налогообложению, до 10%, что уже нашло поддержку соответствующих ведомств. Для нефтяников это важно потому, что позволит повысить экономическую эффективность разработки и окупаемость масштабных инвестиций, которые носят долгосрочный характер», – считает Анатолий Вакуленко.

Собеседник издания также добавил, что баженовская свита характеризуется высоким качеством и низким уровнем сернистости, что интересно для ВИНКов ввиду меньших, по сравнению с другими месторождениями, издержек на переработку.

«Однако российские нефтяные компании не имеют значительного опыта добычи сланцевой нефти. Существуют отдельные проекты с привлечением компетенций крупных зарубежных операторов, имеющих соответствующие технологии для добычи сланцевых нефти и газа. В том числе, и на баженовской свите, месторождения которой характеризуются высокой нефтенасыщенностью. Нулевой льготы по НДПИ вполне достаточно для того, чтобы привлечь на месторождения крупнейших российских игроков. По сути, речь идет о поддержке на стартовом этапе разработки, впоследствии, по мере разработки месторождений и наращивания объемов добычи, нефтяные компании смогут обеспечивать достаточный уровень рентабельности работы», – резюмировал эксперт.

Между тем, зампредседателя комитета Госдумы РФ по энергетике, глава «Газового союза» Павел Завальный уверяет, что для выхода добычи «трудной нефти» на рентабельный уровень, помимо обнуления НДПИ, разрабатываются дополнительные меры господдержки.

Зампредседателя комитета Госдумы РФ по энергетике, глава «Газового союза» Павел Завальный

«Ставка по НДПИ устанавливается дифференцированно, в зависимости от параметров месторождения. Для баженовской свиты установлена нулевая ставка на весь срок эксплуатации месторождения. Следует понимать, что от геологоразведки до промышленной разработки проходит 10-12 лет. Поэтому сейчас создано стабильное налогообложение, что позволяет нефтяным компаниям минимизировать риски. В среднем себестоимость барреля трудноизвлекаемой нефти в ХМАО-Югре составляет 50-60 долларов, обычная нефть обходится в 20-25 долларов за баррель. Вдобавок, сейчас мы переходим на международные стандарты оценки запасов, что позволит привлекать компаниям средства с мировых финансовых рынков. В дальнейшем система будет только совершенствоваться, и, в конечном итоге, мы планируем отказаться от НДПИ в пользу налога на дополнительный доход (НДД). Это позволит уйти от коррупциогенной дифференциации НДПИ», – пояснил «Правде УРФО» Павел Завальный.

Впрочем, данные о себестоимости добычи нефти во многом разнятся. Так, например, содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг называет суммы в 20 долларов для трудноизвлекаемой нефти и порядка 8 долларов для обычной.

«Из-за существенной разницы в себестоимости выгоднее разрабатывать традиционные месторождения, даже если это требует дополнительных расходов на ГРР и применения более дорогостоящих методов бурения и методов увеличения нефтеотдачи. Требуется обнуление НДПИ и экспортной пошлины. Учитывая стратегическую значимость нефтяного сектора для благосостояния страны, истощение месторождений с «традиционными» запасами нефти и наличие существенных запасов нетрадиционных запасов нефти в стране, поддержание и наращивание добычи нефти в целом по России попросту невозможно без разработки месторождений трудноизвлекаемой нефти», – считает Григорий Бирг.

Более того, по мнению аналитика, для достижения 100% эффекта от добычи «трудных углеводородов» компаниям потребуются опыт и экспертиза в освоении запасов сланцевой нефти. Так, приводит пример эксперт, некоторые компании, такие, как «Роснефть» и «Газпром нефть», активно прибегают к сотрудничеству с ведущими международными компаниями, способными помочь российским нефтяникам технологически. Другие компании, к примеру «Сургутнефтегаз», предпочитают перенимать опыт у ведущих специалистов, но работать в одиночку.

«Определенно можно сказать, что даже имея в партнерах компании, добывающие сланцевую нефть, трудностей в применении уже опробованных в США технологий попросту не избежать», – подытожил Григорий Бирг.

Как ранее писала «Правда УРФО», по подсчетам экспертов, сумма обнуления НДПИ на указанный период только в ХМАО-Югре может составить до 35 млрд долларов. Однако аналитики уверены в экономической целесообразности предоставляемых льгот: доход от добычи такой «трудной нефти» составит около 2 трлн рублей.

«Правда УРФО» продолжит следить за ситуацией в сфере налогообложения нефтяников.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни