В деле «Русского магния» появился урановый след

Компания Лиснянского ищет предлог, чтобы избежать распродажи имущества предприятия

Акционеры «Русского магния» ошарашены новостью о перспективе добычи на асбестовых отвалах урана. Такую идею выдвинул владелец известного уральского банка в интересах одного из своих клиентов. По версии кредитной организации, «урановые рудники» должны были работать под прикрытием магниевого завода. Участники судебных заседаний о банкротстве «Русского магния» усматривают за подкинутой в СМИ историей отголоски конфликта кредиторов вокруг продажи имущества предприятия, в строительство которого было вложено более 1 миллиарда рублей.

По изложенной топ-менеджментом банка версии, проект создания магниевого завода может провалиться в ближайшие месяцы. С недостроенного комплекса предприятия, находящегося в стадии банкротства, снимают охрану. Срок контракта с охранной фирмой истекает в декабре, после чего уникальное оборудование может быть украдено.

Как полагают руководители банка, идея создания «Русского магния» получила поддержку в команде Эдуарда Росселя в середине 2000-х. В качестве основного интереса чиновников к проекту, по мнению банкира, могла быть возможность нелегального производства урана после постройки завода на средства Minmet Financing Company, ОАО «Ураласбест» и правительства региона. В доказательство один из собственников банка привел «Правде УРФО» исследования института геологии и геохимии УрО РАН хромитового оруденения Баженовского комплекса и исследования Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина (документы в распоряжении редакции). Согласно данным академии наук, содержание урана в метахромитах данной местности – 0,171 грамма на тонну.

С приходом к руководству областью Александра Мишарина и сменой кабмина проект, как считает один из владельцев банка, стал терять областную поддержку. Имущество предприятия-банкрота в 2014 году планируется выставить на торги. По мнению представителей банка, проект «Русского магния» является стратегическим и должен быть поддержан на уровне правительства региона и федерации, получить госгарантии по кредитам для продолжения строительства магниевого-уранового завода в Асбесте. Общая стоимость проекта изначально оценивалась в 16 миллиардов рублей, но, по мнению, чиновников свердловского минпрома, может быть сокращена более чем вдвое. Со времени создания в «Русский магний» вложено свыше 1 миллиарда рублей. В банке подчеркивают, что заинтересованы в строительстве в моногороде магниево-кремниевого завода, а распродажу имущества предприятия-банкрота нужно остановить – на кон поставлены интересы государства.

«Про уран в Асбесте я ничего не слышал. Мне такой информации о проекте никто не выдавал», – удивляется министр промышленности Свердловской области Владислав Пинаев.

Среди специалистов отрасли версия создания «урановых рудников» в Асбесте, по меньшей мере, вызывает улыбку. Вопрос о них никогда не поднимался. Кроме того, авторы исследования из УрО РАН указывают на район изучения – территорию Талицкого озера, якобы находившегося на восточной окраине города. Однако местные старожилы указывают, что в этом районе находилось озеро Щучье.

«Никакого урана, ни редкоземельных металлов в рудах Асбеста нет. Уран есть в отходах, например, рефтинских предприятий, но в малых количествах. Минимальное содержание урана для добычи должно быть килограмм на тонну. Цифры, которые приведены в исследовании УрО РАН, – в пределах погрешности. Это может быть ошибкой анализа. Для изучения урана нужны специальные методы, а не общее исследование. Мы проводили свое исследование на радиоактивность руд вблизи Асбеста. Там может быть, например, цезий, но вряд ли его добыча оправдана. Это один из самых сложно извлекаемых элементов. При производстве магния он весь уйдет в металл», – рассказал «Правде УРФО» бывший коммерческий директор «Русского магния» Максим Щелконогов.

Бывший коммерческий директор «Русского магния» Максим Щелконогов

Внезапный интерес банка, выступающего в защиту одного из своих клиентов, к предприятию-банкроту в «Русском магнии» объяснить затрудняются. Единственной стороной, не поддерживающей продажу имущества, по словам конкурсного управляющего Дмитрия Селезнева, является собственник контрольного пакета акций компания «Солимаг» (50% плюс 2 акции), выкупившая долю Minmet Financing Company. Решение Арбитражного суда о признании «Русского магния» банкротом вышло в конце октября. Однако с тех пор оценка имущества предприятия не началась. Поддерживать охрану объектов в 2014 году проблематично. Контракт с ЧОП «Барьер-Асбест» истекает 31 декабря. С охранным предприятием конкурсный управляющий рассчитывался за счет взысканной дебиторки. Резервы средств приблизились к нулю, что вынуждает активизировать процедуры по продаже имущества «Русского магния».

«Об интересах банка догадываюсь. С их представителем я сталкиваюсь в арбитраже по делу, не касающемуся «Русского магния». Мы выступаем от противоположных сторон. По «Магнию» в суде сейчас идет спор между внешним управляющим и представителями Minmet Financing Company. Они считают, что надо продолжать строить завод. В суде эта компания постоянно меняет своих юристов. С моим управлением заводом они не согласны, так как считали, что с моей помощью смогут давить на правительство области (которому принадлежит 25% плюс 2 акции. – Прим. ред.) и получить вложенные деньги обратно. Например, в мае предлагали провести допэмиссию акций в надежде, что их купит правительство, но акции никому не нужны. Я придерживаюсь позиции продажи имущества через конкурс», – описывает ситуацию Дмитрий Селезнев.

В реестре требований кредиторов на середину 2013 года основная часть задолженности «Русского магния» приходилась на Minmet Financing Company – 1,897 миллиарда рублей, из которых 735 миллионов – проценты по договорам. Компания «Солимаг» Марка Лиснянского требовала порядка 302 миллионов рублей, держатель 25% минус 2 акции ОАО «Ураласбест» – 196 тысяч рублей, поставщик тепла ООО «Энергоуправление» – 88 миллионов рублей. Проектировщик магниевого завода ОАО «Уралгипромез» требует вернуть 57 миллионов рублей, налоговая инспекция – 3,96 миллиона рублей. В ходе продажи имущества «Русского магния» часть долгов может быть погашена.

«Мы готовы выкупить имущество. В конкурсной массе находятся также патенты предприятия (только их стоимость сотрудниками «Русского магния» оценивалась примерно в 1 миллиард рублей. – Прим. ред.). Если их не подтверждать, срок действия истечет. Конкурсная масса может быть оценена в 30 миллионов долларов. Если какое-то имущество не будет продано, его предложат в счет реализации долга», – говорит представитель «Солимага» Алексей Гинзбург.

Большая часть имущества «Русского магния» – земля, недостроенные корпуса, техническая документация и патенты, – по мнению Дмитрия Селезнева, будет включена на торгах в один лот, однако цена его ограничится не миллиардами, а миллионами рублей. Оборудование адаптировано исключительно для данного производства, к тому же «морально» устарело. Покупателя на имущество пока найти проблематично. Правительство Свердловской области, по сведениям источников «Правды УРФО», не готово выкупать имущество. ОАО «Ураласбест», за текущий год уже пять раз останавливавшее производство, вряд ли сможет позволить себе крупные инвестиции.

«У меня складывается ощущение, что «Солимаг» подмял под себя Minmet Financing Company. Лиснянский везде присылает своих адвокатов. После смерти владельца Minmet акции завода в Асбесте достались его дочери Яндре вместе с правом требования долгов. Она не знает, как с ними поступать, но хочет получить обратно вложенные деньги. Впечатление, что каждый гребет под себя», – говорит Дмитрий Селезнев.

В реальное завершение проекта «Солимагом» и Minmet Financing Company он не верит. В правительстве региона также сохраняют недоверие к компаниям, за которыми стоят интересы Марка Лиснянского, о чем ранее подробно писала «Правда УРФО». Опасаясь, что бизнесмен может незаконно завладеть патентами и уникальной технологией производства магния и кремния, конкурсным управляющим была вывезена с предприятия техническая документация. В настоящее время она находится в архиве. Точное местонахождение патентов неизвестно. В распоряжении Селезнева имеются только копии этих документов.

В правительстве Свердловской области не оставляют надежды возродить проект. В кабмине отмечают, что интерес инвесторов к развитию кремниевого производства на Урале остается. Правительство готово помогать в реализации таких проектов, однако речь о поручительстве при кредитах на миллиардные суммы не идет.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Справочно:

ОАО «Русский магний» создано в 2004 году. Основной целью его было создание магниево-кремниевого завода в городе Асбесте. Акционерами предприятия стали швейцарская компания Minmet Financing Company (тогда доля составляла 50% плюс 1 акция), правительство Свердловской области (25% плюс 1 акция), ОАО «Ураласбест» (25% минус 2 акции). Minmet Financing Company для развития проекта выделила порядка 2 миллиардов рублей в виде кредита со ставкой 10%. Правительством Свердловской области в проект вложено 150 миллионов рублей. Правительством региона и представителями предприятий велись переговоры по привлечению кредита Внешэкономбанка. Стоимость строительства магниевого завода в Асбесте в настоящее время оценивается в 16 миллиардов рублей. Правительство области также пыталось привлечь к его реализации госкорпорацию «Роснано» и группу «Металлы Восточной Сибири» (входит в ИФК «Метрополь»). Однако проведенная сделка по продаже пакета Minmet Financing Company компании «Солимаг» автоматически аннулировала заключенные ранее с «Роснано» и «Металлами Восточной Сибири» рамочные соглашения. В начале 2012 года в отношении «Русского магния» введена процедура наблюдения. В октябре 2013 года предприятие признано банкротом.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни