УВЗ готовит санкции для сторонников Госдепа США

Генеральный директор УВЗ Олег Сиенко о том, что стабильная работа предприятия важнее прибыли

2013 год оказался провальным для рынка гражданской техники, являющейся основным источником дохода «Уралвагонзавода», кроме того, была оптимизирована инвестпрограмма модернизации УВЗ. Тем не менее предприятию удалось выстоять, обеспечив сбыт внутри корпорации и крупные заказы извне на ближайшие годы. Не скажутся «трудные» годы  и на социальных обязательствах корпорации. В возможных экономических санкциях и усложнении отношении с Украиной Олег Сиенко также склонен видеть выгоды как для отрасли в целом, так и для предприятий УВЗ. Руководство не отказывается и от планов по покупке профильных активов, однако в текущих условиях последнее слово останется за банками.

Насколько санкции США и ЕС могут сказаться на процессе технологического перевооружения и закупках оборудования вашей корпорации?

Генеральный директор УВЗ Олег Сиенко: Введение санкций – это полнейшая глупость! Непонятны причины этого, непонятно, почему санкции выборочны. Это не цивилизованный мир, а какие-то амбиции группы людей по интересам: хотим – введем санкции против того, хотим – против этого… Санкции говорят также и о том, что вся законодательная база, которая была когда-либо принята в различных организациях, союзах, не имеет никакой юридической значимости. Непонятно, для чего придуманы эти правила и законы.

Санкции невыгодны как нашему бизнесу, так и зарубежному. Они отразятся на намеченных поставках со стороны российских компаний оборудования и технологий, это не очень хорошо. Но с партнерами, которые по политическим мотивам откажутся с нами работать, мы тоже работать больше не будем.

Кто-то из партнеров уже заявлял о намерении прекратить сотрудничество с УВЗ?

Олег Сиенко: Пока нет. Но мы понимаем, что политики давят на бизнес, а в некоторых странах бизнес давит на политику.

Россия основной рынок сбыта для украинских вагонов. Как политическая ситуация на Украине может отразиться на российском рынке вагонов?

Олег Сиенко: Все вагоностроительные предприятия на Украине закроются. Потому что никому в Европе эти вагоны не нужны, основной рынок – в России. Все средства, которые были потрачены этими предприятиями, – это все деньги российских банков. Не будет вагонов – будут проблемы у металлургов, будут проблемы у металлургов – будут проблемы у тех, кто выпускает руду, у энергетиков.

Предприятия станут закрываться, и это не понравится людям, которые на них работают. Людям нужна будет работа и стабильность, и все вспомнят речи про национализм и другие вещи, которые сегодня транслируются.

Для УВЗ эта ситуация, понятно, в плюс. Но мы бы не хотели, чтоб таким образом эти плюсы зарабатывались. Ведь Россия и Украина – две братские страны. У многих на Украине родственники. И все, что сейчас происходит, – из-за кучки людей, для которых свои амбиции важнее всего.

Работники УВЗ в 2012 году поддерживали Владимира Путина в его президентской кампании. Зачем корпорации понадобилось поддерживать Путина? Получил ли УВЗ какую-то выгоду от этого?

Олег Сиенко: Это наша гражданская позиция. Нельзя было допустить той ситуации, что сейчас на Украине. А ситуация в России была близка к этому. Таких крайних проявлений, конечно, не было, но, по сути, сценарий писан одним автором… Для людей, которые живут не в Москве, дестабилизация неинтересна. Мы только оправились от кризиса 2008 года и окунулись в новый кризис – в 2013 году. Нация должна сплачиваться, когда трудно. Поэтому мы поддержали Путина. Все наши усилия привели к тому, что мы живем в стабильности. Путин оказывает предприятию поддержку…

Поддержку финансовую?

Олег Сиенко: И финансовую, и практическую, и политическую. Президент за нами следит с пристальным вниманием. Оказывают нам поддержку и областные власти – развивают инфраструктуру в Нижнем Тагиле. Разработана программа развития Нижнего Тагила до 2016 года. Она предполагает финансирование из регионального и федерального бюджетов. С нами считаются. Путин неоднократно посещал Нижний Тагил – это вдохновляет людей на заводе. Это является стимулом для того, чтоб работать.

Какие социальные программы реализуются на УВЗ?

Олег Сиенко: Социальная политика УВЗ реализуется по нескольким направлениям. Затрагивается жилищная сфера, образование, материальная поддержка пенсионеров. С 2006 года работникам УВЗ оплачивает от 75% до 100% от суммы процентов по ипотечному кредиту, строятся дома для высококвалифицированных специалистов. На предприятии действуют образовательные программы: в 2005 году был создан корпоративный университет. Его соучредителями являются 25 образовательных учреждений, в том числе 19 вузов России. Проводятся мероприятия по повышению квалификации работников.

По итогам 2013 года УВЗ получил прибыль в 300 млн руб., выручку в 96 млрд руб. Что приносит больше прибыли: военная или гражданская продукция? Как это соотношение может измениться?

Олег Сиенко: Так получается, что если проседает гражданская часть, то обязательно выстреливает военная. Но с точки зрения гособоронзаказа мы особо премии не имеем, основную часть доходов приносит гражданская техника. Хотя 2013 год для нее был провальным. Мы, конечно, планы по производству выполнили, и в этом нам помогла наша транспортная компания «УВЗ Логистик». Если бы не поставки ей, мы бы находились в плачевной ситуации, поскольку вагоны никто не покупает.

Можете ли объявить, сколько в денежном и натуральном производстве составляет у УВЗ гособоронзаказ?

Олег Сиенко: Что вы мне расстрельные вопросы задаете (смеется)? Могу сказать, что гособоронзаказ по модернизации танков Т-72 на этот год на нижнетагильской площадке мы выполнили на прошлой неделе, а в течение года выполним гособоронзаказ за 2015 год.

В 2014 году УВЗ рассчитывает на 7%-ный рост спроса на вагоны. Что обеспечит рост?

Спрос на вагоны в 2014 году будет хуже, чем в 2013. Но мы планируем произвести 24 000 вагонов, потому что львиную долю произведенной продукции у нас купит наша транспортная «дочка» – «УВЗ Логистик» (10 000 вагонов). В 2013 году она также купила у нас большую часть выпущенных вагонов.

Мы создали «УВЗ Логистик» несколько лет назад, предвидев падение спроса на вагоны. В 2014 году закупки «дочки» обеспечат рост спроса на 7%. Понятно, что такая стратегия особых доходов нам не приносит, но зато все люди заняты, мы выполняем свои социальные обязательства. Мы считаем, что это сейчас наша главная задача, – об этом гендиректор УВЗ Олег Сиенко рассказал в интервью газете «Ведомости».

Генеральный директор УВЗ Олег Сиенко

Вас называют одним из претендентов на пост президента РЖД. Можете это прокомментировать?

Олег Сиенко: Я слышу это со всех сторон. Но у меня нет мечты работать в РЖД. У меня прекрасная работа, большая ответственность, много забот. Менять работу не входит в мои планы. Тем более президент РЖД Владимир Якунин – тяжеловес не только российской экономики, но и политики.

Как продвигается программа модернизации УВЗ?

Олег Сиенко: Всегда называлась цифра 117 млрд руб. – средства ФЦП ОПК. По ней мы до 2020 года должны пройти модернизацию и выйти на новый технический уровень, чтоб создавать новую продукцию. Модернизация предполагает и переобучение работников, и замену металлургического производства, и др. Но в соотношении 60% – бюджет, 40% – собственные средства. Эти планы были обнародованы в 2012 г., после посещения Путиным Нижнего Тагила. В 2009 году такой программы не было. Эти средства пойдут на все предприятия, не только на площадку в Тагиле.

Сейчас принято решение по оптимизации инвестиций в эту программу – сокращение на 20 млрд руб. госпрограммы вооружений. Поэтому мы идем в банки и занимаем средства под будущие заказы. С Минобороны перешли на трехлетние контракты, понимаем, что будет до 2020 г. Поэтому мы можем планировать хозяйственную деятельность. Но при этом не забываем и о долгосрочной перспективе – о том, что будет и после 2020 г., чтобы люди не оказались на улице.

Как идет процесс приобретения активов «Тракторных заводов»?

Олег Сиенко: Эта тема обсуждается уже третий год. Мы претендуем лишь на военную часть активов «Тракторных заводов». Будет возможность, приобретем и гражданские. Но это вопрос к банкам.

В 2010 году УВЗ купил долю в Sambre et Meuse. Есть ли планы увеличить долю? Есть ли планы по покупке аналогичных производств?

Олег Сиенко: Завод мы покупали в первую очередь для того, чтоб получить доступ к тем технологиям, которыми обладает предприятие. Во-первых, на Sambre et Meuse есть технология раздвижных тележек – они позволяют не менять их, переходя с европейской колеи на российскую. Во-вторых, там тележки и технологии для вагонов метро. В-третьих, там есть технология бобин для нефтяного кабеля. Плюс, на площадке Sambre et Meuse мы развернули производство нового литья. Оно обеспечит ремонтную базу и загрузит весь завод. Это литье будет поставляться на наши мощности в Латвии и другим потребителям. Оно отвечает требованиям ЕС. Даже мы на УВЗ не можем добиться такого качества литья, как на этом предприятии. Мы провели на французском заводе большую модернизацию. Все-таки это наше лицо в Европе.

Благодаря Sambre et Meuse мы сейчас полностью обеспечили себя литьем.

Вы упомянули завод в Латвии. У УВЗ также есть планы по организации СП в Казахстане и Азербайджане по выпуску вагонов… Этим закончится экспансия УВЗ на рынки стран СНГ?

Олег Сиенко: Мы отталкиваемся от рынка. В ближайшие 5 лет ничего нового на железных дорогах не произойдет. Перевозчики понимают, что для увеличения объемов перевозки грузов нужны вагоны с повышенной грузоподъемностью. Например, в Казахстане есть большой спрос на нашу продукцию, в частности, хопперы на инновационных тележках. То же и в Азербайджане. Правительство взяло курс на развитие инфраструктуры и промышленности, создает коридор в Турцию через Грузию. Надеемся, что этот проект тоже будет успешным. В ближайшее время будем презентовать ТЭО этого проекта.

Сохранились ли планы создать СП с Amsted Rail по выпуску колес?

Олег Сиенко: Мы обсуждали этот вопрос. Возникли проблемы в ценообразовании с нашими поставщиками. Наши соседи – НТМК – производят такие же колеса. Зачем нам что-то изобретать, когда уже все сделано. Трезвость перевесила амбиции.

Почему не удалось договориться с Bombardier об СП по выпуску трамваев?

Олег Сиенко: Правительство Москвы поставило жесткие сроки для выполнения заказов на трамваи. Это высокотехнологичная продукция, и мы понимали, что нам нужен был партнер. Пригласили Bombardier, но компания не смогла уложиться в сроки для разработки трамвая. Поэтому нам на ходу пришлось «переобуваться» – партнером стала польская PESA.

В апреле мы презентуем наш трамвай правительству Москвы. До 2016 года поставим 120 таких трамваев. Будет идти локализация и к следующему конкурсу, это будет на 80% российский продукт. Дополнительная потребность Москвы – около 100 трамваев в год.

Нет ли отставания в работе над новой гусеничной платформой «Армата» для Минобороны?

Олег Сиенко: Есть не отставание, а опережение. Если вспомнить, что танк Т-72 создавали 7 лет, а вместе с испытаниями и доработками – 12, то мы создали за полтора года, что беспрецедентно.

Вы создали макет или уже идут ходовые испытания?

Олег Сиенко: Уже идут ходовые испытания.

Какие машины будут спроектированы на базе платформы «Армата»? Выбрано ли вооружение?

Олег Сиенко: Уже спроектированы танк, боевая машина пехоты и инженерная машина. Вооружение выбрано, но мы решаем вопросы об увеличении мощности двигателя и увеличении калибра вооружения и наращивания функционала машин.

Нет ли угрозы, что в случае трудностей бюджета финансирование разработки «Арматы» будет сокращено?

Олег Сиенко: Если бы я мог назвать реальные средства, которые выделены на НИОКР по этой теме, вы бы посмеялись. Они невелики настолько, что «Армату» фактически можно назвать инициативной разработкой.

Как идет создание двигателя для «Арматы», ведь это обычно больное место у нашей техники? Будет ли на серийных машинах стоять новый двигатель или будет принято какое-то промежуточное решение?

Олег Сиенко: Да, двигатель – это традиционно не просто больное, а самое больное место, но создание двигателя идет успешно, и на серийных машинах будут стоять наши принципиально новые двигатели с новой X-образной компоновкой. Самым больным местом раньше была возможность быстрой смены двигателя, мы этого добились, и сейчас у любого типа машин двигатель можно поменять за 40 минут. А скорости, которых с помощью двигателя можно достигнуть, высокие даже для колесных машин. Сейчас они испытываются на стенде и подтверждают свои характеристики. Мы подготовили новое производство для их изготовления.

Возможны ли закупки вашего модернизированного танка Т-90СМ со стороны Минобороны России или это, скорее, экспортный танк?

Олег Сиенко: Мы предлагаем этот танк и Министерству обороны, и иностранным заказчикам, и есть уже заявки на машину от иностранных заказчиков, танк скоро будет отправлен для испытаний в одну из стран, назвать которую не могу.

Производятся ли сейчас новые танки Т-90 в Нижнем Тагиле?

Олег Сиенко: Да, такое производство сейчас загружено по выполнению экспортных контрактов.

Говорят, существуют непреодолимые технические сложности в работе над новой самоходной артиллерийской установкой «Коалиция»?

Олег Сиенко: В работе над «Коалицией» есть не технические сложности, а большие технические достижения. Она, как и «Армата», проедет по Красной площади 9 мая 2015 года.

Не кажется ли вам, что у нас существует отставание в области создания современных боеприпасов?

Олег Сиенко: Не только кажется, мы это знаем по испытаниям. Надеюсь, что ситуация переломится к лучшему после того, как «Росатом» выиграл конкурс на создание новых артиллерийских боеприпасов, а вслед за этим активизировался и НИЭМИ.

Компания Volvo заявила о том, что из-за ситуации на Украине может прекратить сотрудничество по созданию колесной БМП Atom, макет которой был показан прошлой осенью на выставке в Нижнем Тагиле и которую вы разрабатывали совместно с Renault Trucs, входящей в Volvo Group. Этому проекту конец, ведь там двигатель Volvo?

Олег Сиенко: Нет, не конец. Машина уже ездит, и мы ее покажем на ближайшей выставке вооружений KADEX в Казахстане. Получилась отличная машина, мы поставили туда свой 600-сильный двигатель и великолепный модуль вооружений с 57-миллиметровой пушкой, все системы управления и электронику мы тоже можем сделать сами.

Не слишком ли старая эта пушка?

Олег Сиенко: Пушка отличная, и стреляет на 16 километров.

От офицеров нашей армии приходилось слышать, что в модернизированном УВЗ танке Т-72 есть проблемы с эргономикой, из-за чего крайне неудобно, фактически невозможно использовать тепловизионный прицел. А ведь этот прицел и есть главное в этой модернизации. Не получается ли, что несколько миллиардов рублей потрачено зря?

Олег Сиенко: Мы ведем работы в строгом соответствии с заданиями Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Минобороны и не имеем права отступать от них. Если ГАБТУ изменит свои требования, мы готовы выполнить их указания. Объективно проблема с эргономикой в машинах, разработанных почти полвека назад, есть: акселерация населения – это факт.

А в «Армате» акселерация учтена?

Олег Сиенко: Конечно, учтена. Дмитрий Олегович Рогозин в нее залезал и замечаний не высказал, а вы знаете его габариты.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

1 комментарий к “УВЗ готовит санкции для сторонников Госдепа США”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни